Вам может быть интересно:
Архив журнала
Пьеса М. Горького «Фальшивая монета»: новое прочтение
- 1446
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-12
Аннотация: В статье сделана попытка по-новому прочитать одну из самых «загадочных», «зашифрованных», до сих пор до конца не понятых пьес Горького «Фальшивая монета». Анализ сложнейшей морально-философской проблематики и авангардной поэтики этой драмы произведен с учетом литературоведческих работ последних лет и всех известных на данный момент архивных материалов, с использованием историко-текстологического, сравнительно-типологического и структурного методов исследования. Горький работал над пьесой почти 15 лет. Первая редакция 1913 г. была написана как мелодрама со счастливым, светлым концом. Но писатель остался недовольным созданным и не стал печатать и ставить пьесу на сцене. После революции, в 1924 г., он попытался переделать «Фальшивую монету», существенно обновил ее форму, ввел в нее фантастического персонажа – черта. Эта редакция осталась незавершенной. Наконец, в 1926 г. Горький создал окончательную, третью редакцию пьесы, в которой черт превратился в душевнобольного Лузгина, а главной философско-этической проблемой стала мысль о неразличимости правды и лжи в современном мире. Проведенный анализ идейно-художественных особенностей пьесы выявил наличие в ней традиций классической и модернистской литературы (Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, Л. Н. Андреева) и одновременно новаторство Горького, его стремление к обновлению театральных форм. Поэтика эксперимента, которая стала доминировать в его прозе первой половины 1920-х гг., оказалась актуальной и для Горького-драматурга. Он активно пользовался такими модернистскими приемами как символический подтекст, зеркальная парность отдельных образов, символическая наполненность поступков, жестов и фраз некоторых персонажей. Иллюзорность созданного автором художественного мира «Фальшивой монеты»: неоднозначность, сложность характеров ее героев, спутанность их представлений о добре и зле, о правде и лжи, атмосфера чертовщины как символа всеобщего неблагополучия в жизни человека и в мире – все это сближало пьесу Горького с модернистской драматургией 1910-х – 1920-х гг.
Ключевые слова: Философская проблематика; русские писатели; литературное творчество; литературные жанры; пьесы; драматургия; символизм; модернизм; поэтика.
Для цитирования:
Примочкина, Н. Н. Пьеса М. Горького «Фальшивая монета»: новое прочтение / Н. Н. Примочкина // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 138–149. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-12.
For citation
Primochkina, N. N. (2021). M. Gorky’s Play “The Counterfeit Coin”: A New Reading. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 138–149. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-12.
Об авторе (авторах) :
Примочкина Н. Н.
Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук (Москва, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/ 0000-0002-5536-7657
Сроки публикации:
Дата поступления: 30.05.2021; дата публикации: 29.10.2021 (опубликовано после доработки).Список литературы:
Горький, М. О театре / М. Горький // Горьковские чтения. 1961–1963. Драматургия и театр. – М. : Наука, 1964. – С. 3–7.
Горький, М. Полное собрание сочинений. Варианты к художественным произведениям : в 10 т. Т. 4 / М. Горький. – М. : Наука, 1976. – 710 с.
Горький, М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Т. 15 / М. Горький. – М. : Наука, 2012. – 965 с.
Горький, М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Т. 16 / М. Горький. – М. : Наука, 2013. – 980 с. Горький, М. Полное собрание сочинений. Письма : в 24 т. Т. 17 / М. Горький. – М. : Наука, 2014. – 867 с.
Горький, М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения : в 25 т. Т. 13 / М. Горький. – М. : Наука, 1972. – 572 с.
Горький, М. Полное собрание сочинений. Художественные произведения : в 25 т. Т. 24 / М. Горький. – М. : Наука, 1975. – 588 с.
Горький, М. Собрание сочинений : в 30 т. Т. 23 / М. Горький. – М. : ГИХЛ, 1952. – 462 с.
Зайцева, Г. С. Философская драма М. Горького «Фальшивая монета»: Текст и контекст / Г. С. Зайцева // Человек и мир в творчестве М. Горького. – Горьковские чтения 2006 г. – Н. Новгород : Изд-во Нижегородского университета, 2008. – С. 49–55.
Луначарский, А. В. Вокруг «Фальшивой монеты» / А. В. Луначарский // Красная газета. Веч. вып. – 1926. – № 273. – 18 нояб.
Михайлова, М. В. Символический код драматургии М. Горького (пьеса «Фальшивая монета») / М. В. Михайлова // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2018. – № 3. – С. 152–161.
Семашкина, М. А. М. Горький. «Фальшивая монета» (Творческая история пьесы) / М. А. Семашкина // Драматургия М. Горького в историко-функциональном аспекте. – М. Горький. Материалы и исследования. Вып. 13. – М. : ИМЛИ РАН, 2017. – С. 103–121.
Шерр, Б. П. Новаторство Горького в пьесе «Фальшивая монета» / Б. П. Шерр // Мировое значение М. Горького. – М. Горький. Материалы и исследования. Вып. 15. – М. : ИМЛИ РАН, 2020. – С. 62–79.