Вам может быть интересно:
Архив журнала
Вуди Аллен и Теодор Драйзер: парадоксы эстетических расхождений
- 969
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-04-23
Аннотация: В статье исследуется природа интертекстуальных и интермедиальных взаимодействий между романом Теодора Драйзера «Американская трагедия» и лондонской кинотрилогией Вуди Аллена («Матч-пойнт» (2005), «Сенсация» (2006) и «Мечта Кассандры» (2007)). Хотя само существование таких связей проблематично в силу категорического несходства старомодного и тяжеловесного писателя-натуралиста, с одной стороны, и ирониста, чьи тексты пронизаны интертекстуальной игрой, декларирующего собственную асоциальность и нелюбовь к Драйзеру, с другой, сравнительный анализ в сочетании с теорией адаптации и жанровой теорией помогает изучить культурные механизмы, позволяющие предположить существование данной культурной преемственности. Запечатленная с незаурядной художественной мощью Драйзером история Клайда Гиффитса приобретает статус мифологемы, и в этом качестве на протяжении всего двадцатого века то и дело всплывает из глубин культурного бессознательного, заявляя о себе более или менее явными, порой самыми неожиданными интертекстуальными и интермедиальными перекличками с Драйзером. Лондонская кинотрилогия Аллена рассматривается как один из возможных примеров этого явления. Тема преступления и наказания является магистральной для Аллена. «Матч-пойнт» и «Мечта Кассандры» выделяются среди других алленовских фильмов на эту тему («Преступления и проступки» (1986), «Иррациональный человек» (2015)) тем, что протагонисты, замышляющие убийство, одержимы в них мечтой о богатстве и повышении своего социального статуса. Сравнительный анализ сюжетики, образов протагонистов и их ценностных ориентиров показывает, что в своей трактовке проблемы преступления и наказания в этих двух фильмах Аллен, сам того не признавая, следует за Драйзером. Результаты исследования релевантны для истории литературы, проясняя значение драйзеровского наследия для современности; для теории адаптации, проблематизируя природу алленовской интертекстуальности; для исследований современной культуры США, выявляя в ней работу механизмов культурной памяти.
Ключевые слова: Теодор Драйзер; «Американская трагедия»; Вуди Аллен; «лондонская трилогия»; интертекстуальность; интермедиальность; адаптация; мифологема; механизмы культурной памяти; компаративистика
Для цитирования:
Анцыферова, О. Ю. Вуди Аллен и Теодор Драйзер: парадоксы эстетических расхождений / О. Ю. Анцыферова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №4. – С. 263–272. DOI 10.51762/1FK-2021-26-04-23.
For citation
Antsyferova, O. Yu. (2021). Woody Allen and Theodor Dreiser: Paradoxes of Negated Affinity. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №4. P. 263–272. DOI 10.51762/1FK-2021-26-04-23.
Об авторе (авторах) :
Анцыферова О. Ю.
Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1219-0134
Сроки публикации:
Дата поступления: 14.08.2021; дата публикации: 25.12.2021.Список литературы:
Allen, W. (1991). If the Impressionists Had Been Dentists (A fantasy exploring the transposition of temperament). In The Complete Prose of Woody Allen: Without Feathers. Getting Even. Side Effects. New York, Wings Books, pp. 105–112.
Antsyferova, О. (2021). Cinematic Mirages of Theodore Dreiser. In Literatura dvukh Amerik. No. 11 (to be published). Bailey, P. J. (2016).
The Reluctant Film Art of Woody Allen. Second edition. The University Press of Kentucky. 451 p. Biskind, P. (2016).
Reconstructing Woody. In Kapsis, R. E. (Ed.). Woody Allen: Interviews. University of Mississippi, pp. 161–175. Ciment, M., Tobin, Y. (2016).
Interview with Woody Allen: “My Heroes Don’t Come from Life, but from their Mytho- logy”. In Kapsis, R. E. (Ed.). Woody Allen: Interviews. University of Mississippi, pp. 120–130.
Denby, D. (2003). The Cost of Desire. In The New Yorker. April 21. Vol. 79. Issue 9. URL: https://www.newyorker.com/ magazine/2003/04/21/the-cost-of-desire (mode of access: 12.08.2021).
Ericson, S. (2007). Zeroville. The first chapter. URL: https://www.nytimes.com/2007/12/02/books/chapters/1st-chapter-zeroville.html (mode of access: 12.08.2021).
Foundas, S. (2016). Still a Working Stiff. In Kapsis, R. E. (Ed.). Woody Allen: Interviews. University of Mississippi, pp. 176–182.
Girgus, S. B. (2013). Afterword: The Abyss: Woody Allen on Love, Death, and God. In Bailey, P. J., Girgus, S. B. (Eds.). A Companion to Woody Allen. John Wiley & Sons Incorporated, pp. 559–573.
Guthrie, L. (1978). Woody Allen: A Biography. New York, Drake Publishers. 183 p.
Hutcheon, L. (2006). A Theory of Adaptation. London; New York, Routledge. 304 p.
Hutchins, W. (2013). Woody Allen and the Literary Canon. In A Companion to Woody Allen. In Bailey, P. J., Girgus, S. B. (Eds.). A Companion to Woody Allen. John Wiley & Sons Incorporated, pp. 359–380.
Knight, Ch. J. (2013). “Raging in the Dark”: Late Style in Woody Allen’s Films. In Bailey, P. J., Girgus, S. B. (Eds.). A Companion to Woody Allen. John Wiley & Sons Incorporated, pp. 73–94.