Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-04-16
Аннотация: Настоящая статья содержит результаты контент-анализа шести выбранных учебников русского языка для чешских основных школ. Анализируется фонетическая транскрипция как средство передачи фонетического минимума русского языка для чехов. Внимание обращается на стиль фонетической транскрипции (латиница, кириллица, комбинация латиницы и кириллицы), а также на способ объяснения фонетических правил: в рамках одного блока либо на протяжении нескольких уроков. Во введении представлены теоретические работы, посвященные фонетическому аспекту РКИ, отдельно представлены работы чешских исследователей, занимающихся проблемами фонетики русского языка для чехов. Во введении также представлен фонетический минимум русского языка для чехов. Первый раздел статьи посвящен сравнению системы вокализма и консонантизма русского и чешского языков. Для чешского языка типична корреляция гласных по долготе/краткости, сохраняющаяся во всех позициях, тогда как для вокализма русского языка типична редукция гласных в безударной позиции. Для чешского языка типична корреляция согласных по глухости/звонкости, тогда как в русском языке наблюдается также корреляция по твердости/мягкости, которая в чешском языке прослеживается только в трех парах /d/ – /ď/, /t/ – /ť/, /n/ – /ň/. Во втором разделе статьи представлен подробный анализ отдельных фонетических явлений, отраженных в учебниках при помощи транскрипции: а) обозначение мягких согласных, б) ассимиляция согласных, в) изменения в рамках группы согласных, г) редукция гласных, д) звуки, передаваемые на письме буквами е, ё, ю, я. В заключении статьи делаются выводы по отдельным учебникам. Наиболее последовательным и комплексным в отражении фонетических явлений русского языка является учебник «Поехали 1–2». В остальных учебниках транскрипция неточно и непоследовательно отражает редукцию безударных гласных, корреляцию согласных по твердости/мягкости, ассимиляционные процессы. Недостатком данного учебника является стиль фонетической транскрипции – комбинация чешской латиницы и русской кириллицы.
Ключевые слова: Русский язык как иностранный; РКИ; методика преподавания русского языка; фонетика русского языка; фонетический минимум; славянская аудитория; чехи; фонетическая транскрипция; школьные учебники; учебники русского языка; анализ учебников.

Для цитирования:

Соколова, А. Фонетическая транскрипция в учебниках русского языка для чешских основных школ (уровень А1) / А. Соколова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №4. – С. 181-194. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-16.

For citation

Sokolova, A. (2022). Phonetic Transcription in Russian Language Textbooks for Czech Primary Schools (A1 Level). In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №4. P. 181-194. DOI 10.51762/1FK-2022-27-04-16.

Об авторе (авторах) :

Cоколова А.
Университет им. Масарика (Брно, Чешская Республика)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9068-4677

Сроки публикации:

Дата поступления: 01.12.2021; дата публикации: 29.12.2022.

Список литературы:

Бархударова, Е. Л. Основы сопоставления фонетических систем изучаемого и родного языков в контексте об­учения произношению / Е. Л. Бархударова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2015. – № 3. – С. 139–154.

Бархударова, Е. Л. Анализ противопоставления русских согласных по глухости/звонкости в лингводидакти­ческом контексте / Е. Л. Бархударова // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. – 2016. – № 5. – С. 9–24.

Бархударова, Е. Л. Фонетический акцент как показатель характеристик звукового строя родного и изучае­мого языков / Е. Л. Бархударова // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 3. – С. 10–15.

Битехтина, Н. Б. Формирование фонетической компетенции в условиях применения электронного обуче­ния РКИ / Н. Б. Климова, В. Н. Битехтина // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 3. – С. 46–50.

Бранднер, А. К изучению русского языка в современной чешской среде / А. Бранднер // Новая русистика. – 2016. – № 2. – С. 57–66.

Виноградов, В. А. Фонетический минимум в процессе обучения иностранцев русскому языку / В. А. Вино­градов // Русский язык за рубежом. – 1970. – № 3. – С. 57–60.

Дерябина, С. А. Фонетизация обучения русскому языку как иностранному в цифровом гуманитарном зна­нии: теоретический аспект / С. А. Дерябина, Н. А. Любимова // Русистика. – 2021. – Т. 19 (3). – С. 298–312. – DOI: 10.22363/2618-8163-2021-19-3-298-312.

Касаткин, Л. Л. Современный русский язык. Фонетика / Л. Л. Касаткин. – М. : Академия, 2014. – 272 с.

Князев, С. В. Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография / С. В. Князев, С. К. Пожарицкая. – М. : Академический Проект ; Гаудеамус, 2012. – 430 с.

Корычанкова, С. Система подготовки учителей русского языка в Чешской Республике – современное состоя­ние, задачи и перспективы направления / С. Корычанкова // Новая русистика. – 2016. – № 2. – С. 89–98.

Логинова, И. М. Современная интерпретация русской фонетики при обучении произношению / И. М. Ло­гинова // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 3. – С. 39–45.

Прохорова, И. О. Обучение произношению: экспериментальные данные и методические практики / И. О. Прохорова // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». – 2014. – № 2. – С. 107–113.

Розбоудова, Л. Школьные учебники русского языка в Чехии сегодня: плюсы и минусы / Л. Розбоудова, Я. Ко­нечны, Е. М. Маркова // Русистика. – 2019. – Т. 17, № 1. – С. 90–102. – DOI: 10.22363/2618-8163-2019-17-1-90-102.

Свешникова, О. А. Использование фонологической теории Е. А. Брызгуновой при обучении РКИ / О. А. Свешникова // Вестник РУДН. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». – 2015. – № 2. – С. 24–29.

Соколова, А. Фонетика и фонология русского языка / А. Соколова. – Текст : электронный. – Elportál, Brno : Masarykova univerzita, 2021. – URL: http://elportal.cz/publikace/fonetika-rustina (дата обращения: 25.09.2021).

Ткач, Т. Г. Фонетическая транскрипция в аспекте обучения русскому как иностранному (РКИ) / Т. Г. Ткач // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. – № 2. – С. 159–161.

Хромов, С. С. Сопоставительное изучение и описание интонации русского языка: лингвистический и мето­дический аспекты / С. С. Хромов // Русский язык за рубежом. – 2017. – № 3. – С. 34–38.

Шутова, М. Н. Фонетический аспект в методике преподавания русского языка как иностранного / М. Н. Шу­това, И. А. Орехова // Русистика. – 2018. – Т. 16, № 3. – С. 261–278. – DOI: 10.22363/2618-8163-2018-16-3-261-278.

Bičan, A. Phonematics of Czech / A. Bičan // La linguistique. – 2010. – Vol. 46, Iss. 1. – P. 19–41.

Jelínek, S. Didaktika ruského jazyka: Vybrané kapitoly. 3. vyd., rozš. a upr. / S. Jelínek, R. Purm, J. Veselý. – Hradec Králové : Gaudeamus, 2003. – 250 p.

Iosad, P. Vowel reduction in Russian: No phonetics in phonology / P. Iosad // Journal of Linguistics. – 2012. – Vol. 48, Iss. 3. – P. 521–571. – DOI: 10.1017/S0022226712000102.

Konečný, J. Praktická fonetika ruského jazyka pro budoucí učitele / J. Konečný. – Praha : Univerzita Karlova v Praze, Pedagogická fakulta, 2015. – 170 p.

Krčmová, M. Fonetika a fonologie / M. Krčmová // Příruční mluvnice češtiny / P. Karlík, M. Nekula, Z. Rusínová (eds.). – Praha : NLN, 2012. – P. 21–64.

Machač, P. Redukční procesy v produkci mluvené češtiny: stabilita fonetických rysů / P. Machač, M. Zíková // Stu­die k moderní mluvnici češtiny. 5, K české fonetice a pravopisu. – Olomouc : Univerzita Palackého v Olomouci, 2013. – P. 45–68.

Palková, Z. Fonetika a fonologie češtiny / Z. Palková. – Praha : Karolinum, 1997. – 366 p.

Rozboudová, L. Fonetika a fonologie ruského jazyka / L. Rozboudová, J. Konečný // Fonetika a fonologie v příprav­ném vzdělávání učitelů. – Praha : Univerzita Karlova, Karolinum, 2016. – P. 132–152.

Rozboudová, L. Современная дидактика русского языка как второго иностранного: языковые средства = Moderní didaktika ruštiny jako dalšího cizího jazyka: jazykové prostředky / L. Rozboudová, J. Konečný. – Praha : Karoli­num, 2018. – 120 p.

Shutova, M. N. Role of Phonetics in Forming the Communicative Competence of Foreign Russianist Students / M. N. Shutova, S. S. Khromov, T. V. Nesterova, V. G. Fathudinova // Opcion. – 2019. – Vol. 35, Iss. 19. – P. 2899–2911.