Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-02-21
Аннотация: В статье представлена модель организации деятельности по развитию эмоционального интеллекта при работе с эмотивным концептом, в основе которой – разработки по концептуальному анализу слова профессора Н. Л. Мишатиной. Работа строится на последовательном движении от ощущения как имеющегося эмоционально-эстетического опыта (внутриличностный эмоциональный интеллект) к взаимообмену интерпретациями предлагаемых «ситуаций чувств» (межличностный эмоциональный интеллект). Последовательное прохождение предложенных этапов приводит к углублению понимания эмотивного концепта, обогащенного, актуализированного в речетворческой деятельности по созданию метафорического портрета эмотивного концепта. Предложенная модель представляет собой «спираль» развития эмоционального интеллекта, возвращающую ученика к внутриличностному компоненту переживания эмоции, но на более высоком уровне. Данная модель организации деятельности по развитию эмоционального интеллекта применима как на уроках русского языка и литературы, так и на курсах повышения квалификации для учителей-филологов, является методическим инструментом для учителя, а также позволяет ученику осознать «приращение» собственного эмоционального интеллекта.
Ключевые слова: Эмоциональный интеллект; развитие эмоционального интеллекта; межличностный эмоциональный интеллект; метафорический портрет слова; эмотивные концепты; концептосфера; русский язык; литература; уроки русского языка; уроки литературы; методика преподавания русского языка; методика преподавания литературы; учителя; повышение квалификации учителей

Для цитирования:

Ибрагимова, М. Э. От ощущения – к метафорическому портрету эмотивного концепта (к проблеме развития эмоционального интеллекта при работе со словом) / М. Э. Ибрагимова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №2. – С. 217–224. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-21.

For citation

Ibragimova, M. E. (2022). From Feeling to the Metaphorical Portrait of an Emotive Concept (To the Problem of Developing Emotional Intelligence When Working with a Word).. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №2. P. 217–224. DOI 10.51762/1FK-2022-27-02-21.

Об авторе (авторах) :

Ибрагимова М. Э.

Институт развития образования (Ижевск, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0773-1618

Сроки публикации:

Дата поступления: 13.05.2022 Дата публикации: 29.06.2022

Список литературы:

Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – Изд. 5-е, испр. – М. : Лабиринт, 1999. – 352 с. Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения : тез. науч.-практ. конф. / редкол.: А. А. Крылов. – СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 1999. – С. 25–26.

Григорьев, М. Юрий Щенников: «Я снимал жизнь» / М. Григорьев. – URL: https://nvspb.ru/2002/12/07/yurij_shennikov_ya_snimal_zhiz-6774 (дата обращения: 24.03.2022). – Текст : электронный.

Зорина, Н. Н. Возможности развития эмоционального интеллекта / Н. Н. Зорина // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71–1. – С. 300–303.

Карасик, В. И. Языковые ключи / В. И. Карасик. – Волгоград : Парадигма, 2007. – 520 с.

Комина, Э. В. Вербальная синестезия / Э. В. Комина // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2006. – № 2. – С. 83–97.

Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект. Теория, измерения, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Институт психологии РАН, 2004. – С. 29–36.

Малкова, Ю. В. Развитие концептуального мышления школьников / Ю. В. Малкова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63–1. – С. 185–190.

Мишатина, Н. Л. Метафорический портрет: «эмоциональное прибежище» для «собирания души» / Н. Л. Ми- шатина // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. – 2015. – № 3 (19). – С. 122–131.

Мишатина, Н. Л. Инструментарий методической лингвоконцептологии на службе эмоционального интеллекта / Н. Л. Мишатина, Ю. А. Сорокина // Русский язык в школе. – 2019. – № 80 (6). – С. 7–15.

Мишатина, Н. Л. Развитие речи учащихся на основе концептуального анализа слова / Н. Л. Мишатина // Русский язык в школе. – 2006. – № 6. – С. 19–22.

Петренко, В. Ф. Образная сфера в живописи и литературе. Визуальные аналоги литературных тропов / В. Ф. Петренко, Е. А. Коротченко // Психология. Журнал ВШЭ. – 2008. – № 4. – С. 19–41.

Сорокина, Ю. А. Инструменты формирования межличностного компонента эмоционального интеллекта обучающихся: визуальные и словесные «ситуации чувств» / Ю. А. Сорокина. – URL: https://191spb.edusite.ru/DswMedia/instumentyiformirovaniyavnutrilichnostnogokomponentayemocional-nogointellekta.docx (дата обращения: 10.01.2022). – Текст : электронный.

Степанов, Ю. С. Константы: Словарь русской культуры / Ю. С. Степанов. – Изд. 3-е, испр. и доп. – М. : Академический Проект, 2004. – 992 с.