Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-05
Аннотация: В фокусе внимания находится взаимодействие двух социально значимых дискурсов – права и художественного творчества, формирующее единое лингвосоциокультурное пространство – интердискурс. Интердискурс, возникновение которого связано с конкретной историко-правовой коммуникативной ситуацией – транслировать знание из узкоспециальной, закрытой правовой области в широкие круги общественности с целью решения остросоциальных проблем, – находит выражение в художественной картине мира в романе на различных уровнях порождения смысла. Непредсказуемость корреляционных связей в тексте художественного произведения, возникающих на стыке двух полярных дискурсов и требующих динамического «переключения» типа мышления – правового и творческого, предлагается рассматривать с позиции ризома-модели событийной наррации. Данная структурная матрица позволяет сблизить две картины мира в сознании реципиента, проследить дискурсивные трансформации и новые смыслы, обнаружить мультипликативные эффекты, возникающие при исследовании событийного ряда романа. Категория дискурсивной событийности отражает значимые изменения историко-правовой действительности Англии в середине XIX в. (в частности – в сфере деятельности Канцлерского суда) и позволяет судить о цельнооформленности литературного произведения, функционирующего на стыке двух полярных, но в равной степени социально значимых дискурсов. Соединяя воедино разрозненные, удаленные в текстовом пространстве фрагменты, категория событийности способствует моделированию смысловых связей по типу «причина – следствие». Выявленные типы категории дискурсивной событийности (событие-эмблема, событие-узел, событие-ретроспектива, событие-интерференция, событие-кумуляция) описывают одно макро-событие – кризис в Канцлерском суде – с разных точек зрения. Благодаря широкому спектру средств художественной выразительности Ч. Диккенсу удается не только создать прототипический образ реальности, но и самому продемонстрировать свое правовое сознание – выступить «человеком говорящим».
Ключевые слова: Правовой дискурс; художественный дискурс; интердискурс; нарративные события; нарративные кадры; категория событийности; типы категории событийности; ризома-модель событий- ной наррации; художественные тексты; романы; английская литература; английские писатели.

Для цитирования:

Дзюба, Е. В. Категория событийности в интердискурсе / Е. В. Дзюба, И. Ю. Рябова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №3. – С. 59-76. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-05.

For citation

Dziuba, E. V., Ryabova, I. Yu. (2022). Category of Eventfulness in Interdiscourse. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №3. P. 59-76. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-05.

Об авторе (авторах) :

Дзюба Е.В.

Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3833-516X

 

Рябова И.Ю.

Уральский государственный юридический университет имени В. Ф. Яковлева (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-5904-8971

Сроки публикации:

Дата поступления: 31.07.2022; дата публикации: 31.10.2022.

Список литературы:

Архипов, И. К. Язык и языковая личность : учеб. пособие / И. К. Архипов. – СПб. : Книжный дом, 2008. – 248 с. Арчер, П. Английская судебная система / П. Арчер. – М. : Издательство иностранной литературы, 1959. – 268 с. Бахтин, М. М. Собрание сочинений. Т. 3: Теория романа (1930–1961 гг.) / М. М. Бахтин. – М. : Языки славянских культур, 2012. – 880 с.

Бремон, К. Логика повествовательных возможностей / К. Бремон // Семиотика и искусствометрия. – М. : Мир, 1972. – С. 108–135

Будаев, Э. В. Сопоставительная политическая метафорология : монография / Э. В. Будаев. – СПб. : Наукоемкие технологии, 2020. – 464 с.

Делез, Ж. Ризома / Ж. Делез, Ф. Гваттари. – Париж, 1976. – 35 с.

Дзюба, Е. В. Трансфер юридического знания в нарративное пространство художественного произведения / Е. В. Дзюба, И. Ю. Рябова // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. – 2021. – Т. 23, № 4. – С. 297–317.

Дзюба, Е. В. Категория ситуативности  в  нарративной  модели  художественно-правового  дискурса  / Е. В. Дзюба, И. Ю. Рябова // Научный диалог. – 2022. – Т. 11, № 5. – С. 69–98.

Дзюба, Е. В. Формально-содержательная организация гибридного художественно-правового дискурса / Е. В. Дзюба, И. Ю. Рябова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 433–454.

Диккенс, Ч. Собрание сочинений : в 30 томах. Том 17 : Холодный дом : Главы I–XXX / Ч. Диккенс. – Москва : Государственное издательство художественной литературы, 1960. – 564 с.

Дьяков, А. В. Жиль Делез. Философия различия / А. В. Дьяков. – СПб. : Алетейя, 2012. – 504 с. Женетт, Ж. Фигуры : в 2-х т. Том 1–2 / Ж. Женетт. – М., 1998. – С. 944.

Заврумов, З. А. Импликационал художественного текста: языковая игра в ироническом модусе / З. А. Завру- мов // Гуманитарные исследования. – 2015. – № 4 (56). – С. 150–154.

Кибрик, А. А. Анализ дискурса в когнитивной перспективе : дис. … д-ра филол. наук в форме научн. докл. / А. А. Кибрик. – М., 2003. – 90 с.

Лотман, Ю. М. Об искусстве / Ю. М. Лотман. – Санкт-Петербург : Искусство-СПБ, 1998. – 702 с. Маслов, Е. В. Что такое нарратив? / Е. В. Маслов. – Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2020. – 115 с.

Мещеринов, П. Гендель как музыкант и человек. Лекция Игумена Петра (Мещеринова) / П. Гендель. – URL: https://www>.pravmir.ru/gendel-muzykant-i-chelovek. – Текст : электронный.

Набоков, В. В. Лекции по зарубежной литературе / В. В. Набоков. – М. : Независимая Газета, 1998. – 512 с.

Олизько, Н. С. Семиотико-синергетическая интерпретация особенности реализации интертекстуальности и интердискурсивности в постмодернистском художественном дискурсе : дис. … д-ра филол. наук / Олизько Н.С. – Челябинск, 2009. – 343 с.

Петрова, Н. Ю. Принципы и стратегии перспективизации в драматическом тексте : дис. … д-ра филол. наук / Петрова Н. Ю. – М., 2017. – 528 с.

Попова, З. Д. Семантико-когнитивный анализ языка : монография / З. Д. Попова, И. А. Стернин. – Воронеж : Изд-во «Истоки», 2007. – 250 с.

Пропп, В. Я. Фольклор и действительность / В. Я. Пропп. – М., 1976. – 325 с.

Прошлое для настоящего: История-память и нарративы национальной идентичности : коллективная моно- графия / под общ. ред. Л. П. Репиной. – М. : Аквилон, 2020. – 464 с.

Руднев, В. П. Прочь от реальности: исследования по философии текста / В. П. Руднев. – М. : Аграф, 2000. – 428 с. Севастьянова, А. Л. Прагмалингвистический анализ ценностно-событийного дискурса : дис. … канд. филол. наук / Севастьянова А. Л. – СПб., 2018. – 202 с.

Серио, П. Как читают тексты во Франции / П. Серио // Квадратура смысла: Французская школа анализа дис- курса : пер. с фр. и порт. / общ. ред. и вступ. ст. П. Серио ; пред. Ю. С. Степанова. – М. : ОАО ИГ «Прогресс», 1999.

Синельникова, Л. Н. Ризома и дискурс интермедиальности / Л. Н. Синельникова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. – 2017. – Т. 21, № 4. – С. 805–821.

Тюпа, В. И. Горизонты исторической нарратологии / В. И. Тюпа. – СПб. : Алетейя, 2021. – 270 с. Уолкер, Р. Английская судебная система / Р. Уолкер. – М. : Юридическая литература, 1980. – 631 с.

Филипс, Л. Дж. Дискурс-анализ. Теория и метод / Л. Дж. Филипс, М. В. Йоргенсен. – Xарьков : Гуманитарный Центр, 2004. – 336 с.

Хун, Л. Особенности реализации политического дискурса в художественном тексте: к постановке проблемы / Лю Хун // Политическая лингвистика. – 2017. – № 3 (63). – С. 31–41.

Чернявская, В. Е. Интертекст и интердискурс как реализация текстовой открытости / В. Е. Чернявская // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2004. – № 1 (001). – С. 106–111.

Шабес, В. Я. Событие и текст / В. Я. Шабес. – М., 1989. – 175 с.

Шехтман, Н. А. От повествования к гипертексту и нарративу : монография / Н. А. Шехтман. – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2014. – 147 с.

Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. – М. : Языки славянской культуры, 2003. – 311 с.

Щербина, А. А. Сущность и искусство словесной остроты (каламбура). – Киев : Изд-во академии наук украинской ССР, 1958. – 68 с.

ABBYY Lingvo 6. Выпуск: 16.1.3.49. – Аби продакшн, 2014.

Dickens, С. Bleak House I / С. Dickens. – M. : T8RUGRAM / Original, 2018. – 812 p.

Fairclough, N. Critical discourse analysis. The critical study of language / N. Fairclough. – London and New York : Routledge Taylor and Francis group, 2013. – 604 p.

Hoad, T. F. The Concise Oxford Dictionary of English Etymology / T. F. Hoad. – Oxford : Oxford University Press, 1996. – 552 p.