Article: PDF
Аннотация: Основным объектом исследования в данной статье является образ главного героя детективного цикла Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина», представленный в трех последних наименее изученных романах: «Весь мир театр», «Черный город» и «Не прощаюсь». Обзор критической и научной литературы показал, что основными принципами поэтики Б. Акунина являются интертекстуальность и использование игровых стратегий, которые позволяют автору создать оригинальный сплав исторического детектива с постмодернистским ироническим романом. В совокупности все произведения этого цикла образуют биографический сюжет, отражающий становление личности и поиск жизненного Пути главного героя. В последних романах исследователи отмечают растущую тенденцию к визуализации и кинематографичности, которые помогают автору перейти от разгадки отдельных тайн истории к изображению масштабных событий. В ходе работы был произведен анализ сюжетов и систем персонажей избранных произведений; рассмотрены характеристики главного героя, представленные как непосредственно в речи автора, так и косвенно, то есть в форме внутренних монологов самого Фандорина или в оценках других персонажей; определены основные отличия «нового» Фандорина от уже знакомого классического образа сыщика, описанного литературоведами на материале первых произведений цикла. Установлено, что магистральным сюжетом проекта «Приключения Эраста Фандорина» становится возрастная и психологическая эволюция главного героя, проходящая в тесной взаимосвязи с процессом разрушения Российской империи. Проведенный анализ позволяет утверждать, что в сюжете последних трех романов происходит трансформация сформированного в предыдущих произведениях классического образа сыщика. Здесь на первый план выходят любовные и авантюрно-приключенческие мотивы, наиболее подходящие для кинематографа. Главный герой постепенно теряет хватку, удачу и интуицию, он становится смешон и начинает проигрывать. В итоге Фандорин превращается в обычного человека, который уже не может изменить течение истории, но способен любить, быть мужем и отцом. Данное исследование позволяет оценить результаты реализации литературного проекта Бориса Акунина и выявить общие тенденции развития современной беллетристики.
Ключевые слова: Поэтика детектива; Эраст Фандорин; русская литература; русские писатели; литературное творчество; литературные жанры; детективные романы; литературные герои; литературные образы.

Для цитирования:

Лобин, А. М. Эволюция образа главного героя в цикле романов Б. Акунина «Приключения Эраста Фандорина» / А. М. Лобин // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 154-165.

For citation

Lobin, A. M. (2022). Evolution of the Image of the Main Character in B. Akunin’s Fandorin Cycle. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 154-165.

Об авторе (авторах) :

Лобин А. М. 

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова (Ульяновск, Россия) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-6885-0963

Сроки публикации:

Дата поступления: 21.06.2021; дата публикации: 30.03.2022

Список литературы:

Акунин Б. Турецкий гамбит / Б. Акунин. – М. : Захаров, 2000. – 224 с.

Акунин, Б. Азазель / Б. Акунин. – М. : Захаров, 2009. – 240 с.

Акунин, Б. Весь мир театр / Б. Акунин. – М. : Захаров, 2010. – 432 с.   

Акунин, Б. Не прощаюсь: Приключения Эраста Фандорина в XX веке. Часть вторая / Б. Акунин. – М. : Захаров, 2020. – 416 с.

Акунин, Б. Черный город : роман. – М. : Захаров, 2019. – 416 с.

Арбитман, Р. Э. Бумажный оплот пряничной державы / Р. Э. Арбитман // Поединок крысы с мечтой : сборник. – М. : Время, 2007. – С. 260-261.

Арбитман, Р. Э. Главное чтобы костюмчик / Р. Э. Арбитман // Антипутеводитель по современной литературе. – М. : Центрполиграф, 2014. – С. 15-16.

Бобкова, Н. Г. Функции постмодернистского дискурса в детективных романах Бориса Акунина о Фандорине и Пелагии : дис. ... канд. филол. наук / Бобкова Н. Г.. – Улан-Уде, 2010. – 189 с.

Бобкова, Н. Г. Рекуррентный персонаж в романах Б. Акунина о Фандорине / Н. Г. Бобкова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2009. – № 10. – С. 224-227.

Весь мир театр? Весь мир – литература! Б. Акунин глазами заинтересованных читателей : коллективная монография / сост. А. Г. Головачева. – М. : Буки-Веди, 2016. – 132 с.

Володихин, Д. М. Викторианская Россия / Д. М. Володихин // Реконкиста. Новая почва. – М. : Мануфактура, 2005. – С. 100-108. 

Герейханова, К. Ф. Интертекстуальные стратегии в сборнике «Нефритовые четки» Бориса Акунина : автореф. дис. … канд. филол. наук / Герейханова К. Ф. – М., 2018. – 24 с.

Головачева, А. Г. Дилогия Б. Акунина «Весь мир театр» и «Черный город» как полилог великой русской и мировой литературы / А. Г. Головачева // Вопросы русской литературы. – 2015. – № 1 (31). – С. 88-89.

Гончарова, Е. И. Бонд. Эраст Бонд («Алмазная колесница» Б. Акунина и «Живешь дважды» Я. Флеминга) / Е. И. Гончарова // Русский постмодернизм. Вести из Алтай Виднянска : сборник статей / ред. В. В. Десятов. – Барнаул : Алтайский государственный университет, 2006. – С. 184-187.

Данилкин, Л. Убит по собственному желанию / Л. Данилкин. – Текст : электронный // Коллекции рецензий. Современная русская литература с Вячеславом Курицыным, 1999. – URL: http://old.guelman.ru/ slava/akunin/danilkin.html (дата обращения: 20.05.2021).

Казачкова, А. В. Жанровая стратегия детективных романов Бориса Акунина 1990 – начала 2000-х гг. : автореф. дис. … канд. филол. наук / Казачкова А. В. – Н. Новгород, 2015. – 22 с.  

Кочеткова, Н. Читай правильные книжки и не ленись шевелить мозгами / Н. Кочеткова. – Текст :

электронный // Известия. – 2009. – 22 декабря. – URL: https://archive.is/20130417055126/www.izvestia.ru/ culture/article3136844/#selection-471.0-487.52 (дата обращения: 20.05.2021).

Лобин, А. М. Авторские концепции российской истории в русской литературе XXI века / А. М. Лобин ; под ред. проф. А. И. Ванюкова – 2 изд. – Ульяновск : Венец, 2019. – 282 с.

Лобин, А. М. Юность как жизненная позиция и функция сюжета в «Приключениях Эраста Фандорина» Б. Акунина / А. М. Лобин // Юность как сюжет : сборник трудов конференции. – Тверь : Издательство Марины Батасовой, 2019. – С. 269-276.

Лурье, Л. Борис Акунин как учитель истории / Л. Лурье. – Текст : электронный // Эксперт. – 2000. – № 8. – URL: http://expert.ru/northwest/2000/08/08no-akunin_53821/ (дата обращения: 20.05.2021).

Мартьянова, И. А. Б. Акунин как генератор новых жанров массовой литературы / И. А. Мартьянова // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой : сборник научных статей. – СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2018. – С. 270-279.

Осьмухина, О. Ю. Детектив 2000-х как полихудожественный текст: «Черный город» Б. Акунина / О. Ю. Осьмухина // Пушкинские чтения-2013. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст : материалы XVIII международной научной конференции / ред. В. Н. Скворцов. – СПб. : Ленинградский государственный университет им А. С. Пушкина, 2013. – С. 55-59.

Пономарева, Ю. В. Жанровое своеобразие произведений Б. Акунина : автореф. дис. … канд. филол. наук / Пономарева Ю. В. – Тверь, 2018. – 25 с.

Ранчин, А. М. Ложные развязки как прием игровой поэтики: на материале произведений «фандоринского» цикла Бориса Акунина / А. Ранчин // Литература как игра и мистификация : материалы Шестых Международных научных чтений «Калуга на литературной карте России». – Калуга : Издательство Калужского государственного университета им. К. Э. Циолковского, 2018. – С. 390-396.

Ранчин, А. Романы Б. Акунина и классическая традиция / А. Ранчин // Новое литературное обозрение. – 2004. – № 67. – С. 235–266.

Рыжченко, О. С. Леонид Юзефович и Борис Акунин: исторический детектив или ретро-детектив»? / О. С. Рыжченко. – URL: http://nauka.hnpu.edu.ua/sites/default/files/fahovi%20vudannia/2010/ literaturoznavstvo_63_3_2/15.html (дата обращения: 24.01.2017). – Текст : электронный.

Сафонова, Е. В. «Эрасто-сан». К вопросу о возможности существования образа «положительно прекрасного человека» в современной российской литературе / Е. В. Сафонова // Вопросы русской литературы. – 2015. – № 1 (31). – С. 136-145.

Снигирева, Т. А. Исторический роман: версия Б. Акунина / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов // Пушкинские чтения-2013. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст : материалы XVIII международной научной конференции  /ред. В. Н. Скворцов. – СПб. : Ленинградский государственный университет им А. С. Пушкина, 2013. – С. 48-55.  

Снигирева, Т. А. История как «Love story» в интерпретации Б. Акунина / Т. А. Снигирева, А. В. Подчиненов, А. В. Снигирев // Пушкинские чтения-2016. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст : материалы XXI международной научной конференции. – СПб. : Ленинградский государственный университет им А. С. Пушкина, 2016. – С. 308-315.

Снигирева, Т. А. Игровая модернизация исторического повествования («История российского государства» Б. Акунина) / Т. А. Снигирева, А. В. Снигирев // Уральский филологический вестник. Серия:

Язык. Система. Личность: лингвистика креатива. – 2015. – № 1. – С. 150-160.

Сорокин, С. П. Бинарность Фандорина, или пересечение восточной и западной традиций в контексте «фандоринского цикла» Б. Акунина / С. П. Сорокин // Ярославский педагогический вестник – 2011. – Т. I (Гуманитарные науки), № 1. – С. 264-268.

Трускова, Е. А. Романные циклы Бориса Акунина: специфика гипертекста : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Трускова Е. А. – Екатеринбург, 2012. – 21 с.

Ульянова, Г. Пародия на правду: Как обфандоривают историю России / Г. Ульянова // Независимая газета. – 2000. – № 22. – С. 8. 

Циплаков, Г. М. Зло, возникающее в дороге, и дао Эраста / Г. М. Циплаков // Новый мир. – 2001. – № 11. – С. 159-181.

Шевелев, И. Борис Акунин: «Я отношусь к типу “носорог”» / И. Шевелев, Б. Акунин. – Текст : электронный // Новое время. – 2005. – № 8. – URL: http://www.god.dvoinik.ru/genkat/1069.htm (дата обращения: 20.05.2021).  

Эрлихман, В. Муляж на фоне миража. «Исторические детективы» Бориса Акунина / В. Эрлихман // Родина. – 2001. – № 10. – С. 18–20. 

Юзефович, Г. Все романы об Эрасте Фандорине. Какой самый удачный? / Г. Юзефович. – URL:

https://meduza.io/slides/vse-romany-ob-eraste-fandorine-kakoy-samyy-udachnyy       (дата        обращения: 20.05.2021). – Текст : электронный.

Юзефович, Г. Ненастоящий детектив / Г. Юзефович. – URL: https://meduza.io/feature/2018/02/09/ nenastoyaschiy-detektiv (дата обращения: 20.05.2021). – Текст : электронный.