Article: PDF
Аннотация: В статье рассматривается визуально-вербальный образ поэта А. Пушкина в мифопоэтической трактовке поэта М. Цветаевой, представленный в очерке-эссе «Мой Пушкин». Объектом исследования выступает авторский образ поэта А. Пушкина как текстовый референт очерка М. Цветаевой, предметом анализа – изобразительные и выразительные способы репрезентации данного текстового референта, представленные с лингвосемиотической точки зрения. Цель работы заключается в выявлении образа А. Пушкина как семиотического текстового референта мифотворческого мира М. Цветаевой, получающего языковое выражение в структуре авторских афористичных формул очерка-эссе «Мой Пушкин». Для достижения поставленной цели в статье последовательно используются и интерпретируются такие понятия, как мифотворчество автора текста, семиозис игры, типология семиотических знаков, текстовый референт, визуально-вербальный образ, авторская афористичная формула. Проблемой исследования является изучение семиозиса игры в автобиографической прозе М. Цветаевой, характеризующейся субъективно-аналитическим подходом к пониманию роли поэта-творца, чей язык «трактует мир» на основании оценочно-ценностных категорий. В статье предлагается текстовый анализ визуальновербального образа поэта А. Пушкина с помощью оценочного семиотического языка М. Цветаевой, в котором иконические, индексальные знаки детского восприятия преломляются в обобщающие символические выводы взрослого человека-поэта. В заключении обосновывается, что специфика визуальновербального образа А. Пушкина, представленная в очерке-эссе, обусловлена спецификой пространственного семиозиса, сущность которого выявляется при лингвосемиотическом анализе авторских афористичных сентенций, характеризующихся как яркой иконичностью, так и четкой индексальностью. Результаты исследования могут быть использованы в качестве определенного алгоритма для анализа авторских дискурсов как особых семиотических систем.
Ключевые слова: Мифотворчество; русская поэзия; русские поэты; русские поэтессы; литературное творчество; литературные жанры; образ Пушкина; эссе; семиозис языковой игры; языковая игра; иконические знаки; индексальные знаки; символические знаки; текстовый референт; визуально-вербальный образ; авторская афористичная формула.

Для цитирования:

Лаврова, С. Ю. Семиотический образ А. Пушкина в мифотворческой трактовке М. Цветаевой / С. Ю. Лаврова, Л. А. Ермакова // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 22-34.

For citation

Lavrova, S. Yu., Ermakova, L. A. (2022). A Semiotic Image of A. Pushkin in Mythopoetic Interpretation of M. Tsvetaeva. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 22-34.

Об авторе (авторах) :

Лаврова С. Ю.

Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3628-3463 

 

Ермакова Л. А.

Костромской государственный университет (Кострома, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9263-2747

Сроки публикации:

Дата поступления: 03.10.2021; дата публикации: 30.03.2022

Список литературы:

Арутюнова, Н. Д. Лингвистические проблемы референции / Н. Д. Арутюнова // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 13: Логика и лингвистика (Проблемы референции). – М. : Радуга, 1982. – С. 5-40. 

Бразговская, Е. Е. Языки и коды. Введение в семиотику культуры / Е. Е. Бразговская. – Пермь : Издво ПГПУ, 2008. – 208 с.

Бургин, Д. Л. Марина Цветаева и трансгрессивный эрос / Д. Л. Бургин ; пер. с англ. С. Сивак. – СПб.  : ООО «Инапресс», 2000. – 240 с. 

Витгенштейн, Л. Голубая и коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Л. Витгенштейн ; пер. с англ. В. А. Суровцева, В. В. Иткина. – Новосибирск : Изд-во Сиб. унив., 2008. – 256 с.

Войтехович, Р. С. Орфей, Фаэтон, Ахиллес и Пушкин (О пушкинском мифе Марины Цветаевой) / Р. С. Войтехович // Войтехович Р. С. Марина Цветаева и античность. – М. : Дом-музей Марины Цветаевой, 2008. – С. 276-282. 

Гридина, Т. А. Языковая игра в художественном тексте : монография / Т. А. Гридина ; Урал. гос. пед. ун-т. – 2-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург, 2012. – 253 с. 

Зайнуллина, И. Н. Миф в русской прозе конца XX – начала XXI века : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Зайнуллина И. Н. – Казань, 2004. – 21 с. 

Золян, С. Т. О модальном измерении языкового знака: семантическая теория Г. Фреге и её возможное расширение / С. Т. Золян // Вопросы языкознания. – 2014. – № 3. – С. 96-111.

Зубова, Л. В. Поэзия Марины Цветаевой. Лингвистический аспект / Л. В. Зубова. – Л. : Издательство Ленинградского университета, 1989. – С. 110-114. 

Канке, В. А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В. А. Канке. – М. : Издательство «Омега-Л», 2008. – 328 с. 

Кондаков, И. В. Пушкин: рождение концептосферы русской культуры = Pushkin: the birth of the conceptosphere of Russian culture / И. В. Кондаков // Вестник культурологии. – 2020. – № 1 (92). – С. 9-36. 

Корниенко, С. Ю. Самоопределение в культуре модерна: Максимилиан Волошин – Марина Цветаева : монография / С. Ю. Корниенко. – М. : Языки славянских культур, 2015. – 424 с.

Лаврова, С. Ю. Художественно-лингвистическая парадигма идиостиля Марины Цветаевой : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / Лаврова С. Ю. – М., 2000. – 47 с. 

Ляпон, М. В. Проза Цветаевой. Опыт реконструкции речевого портрета автора / М. В. Ляпон. – М. :

Языки славянских культур, 2010. – 528 с. : ил. 

Моррис, Ч. Основания теории знаков / Ч. Моррис // Семиотика. – М. : Радуга, 1983. – С. 37-89.

Морозов, И. А. «Физиология» игры (к анализу метафоры «игра как живой организм») / И. А. Морозов // Логический анализ языка. Концептуальные поля игры. – М. : Индрик, 2006. – С. 42-59. 

Орехова, Л. А. Авторское мифотворчество и русский модернизм (лирическая проза) : учебное пособие / Л. А. Орехова. – Киев : УМК ВО, 1992. – 92 с. 

Повалко, П. Ю. К вопросу о процессе семиозиса в художественном тексте / П. Ю. Повалко // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологи. Языкознание и литературоведение. – 2016. – № 12 (67). – С. 116-120. 

Пьянзина, В. А. Авторский миф как жанр современной литературы / В. А. Пьянзина. – Текст : электронный // Universum: Филология и искусствоведение. – 2017. – № 9 (43). – URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/5111. 

Садченко, В. Т. Вторичный семиозис в художественном тексте / В. Т. Садченко // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – 2009. – № 13 (151), вып. 31. – С. 106-121.

Скрипова, О. А. Образ Вожатого в автобиографическом мифе М. Цветаевой (на материале поэмы «На Красном Коне» и эссе «Черт») / О. А. Скрипова // Критика и семиотика. – 2018. – № 1. – С. 42-51.

Смит, А. Песнь пересмешника: Пушкин в творчестве Марины Цветаевой / А. Смит ; перевод с англ. С. Зенкевича. – М. : Дом-музей Марины Цветаевой, 1998. – 256 с. 

Фомин, И. В. О семиотической модели образа / И. В. Фомин // Слово.ру: балтийский акцент. –

2018. – Т. 9, № 2. – С. 37-51. 

Хинтикка, Я. Логико-эпистемологические исследования : сб. избр. ст. / Я. Хинтикка. – М. : Прогресс, 1980. – 448 c. 

Цветаева, М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 4. Воспоминания о современниках. Дневниковая проза / М. Цветаева ; сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. – М. : Эллис Лак, 1994. – 688 с. 

Цветаева, М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 5. Автобиографическая проза. Статьи. Эссе. Переводы / М. Цветаева ; сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мнухина. – М. : Эллис Лак, 1994. – 720 с.  Швейцер, В. Быт и бытие Марины Цветаевой / В. Швейцер. – Париж : Синтаксис, 1988. – 538 с.

Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко ; пер. с итал. В. Г. Резник и А. Г. Погоняйло. – СПб. : Симпозиум, 2006. – 544 c.