Вам может быть интересно:
Архив журнала
Анализ вербального компонента рок-композиции
- 620
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2023-28-01-10
Аннотация: Данная статья стала итогом скрупулезного исследования авторов концептуальной для отечественной рокологии проблемы методологии исследования вербального текста рок-композиции как элемента синтетического текста. Отталкиваясь от вполне устоявшейся в исследовательской среде идеи о необходимости создания/использования междисциплинарных способов анализа вербального субтекста рок-композиции, авторы настоящего исследования попытались включить в методологию филологического анализа вербальной составляющей категорию имиджа. В результате проведенного исследования были сделаны выводы о том, что искомыми структурными элементами вербального компонента рок-композиции, которые отличают его и от несинтетических, и от других синтетических текстов, оказываются субъектная организация и фонический уровень. Посчитав субъектную организацию центральной категорией не только вербального субтекста рок-композиции, но и рок-н-ролльного дискурса в целом, авторы ввели и использовали при анализе творчества Е. Летова термин «имиджевый герой», что позволило им отойти от традиционной классификации лирических субъектов и обна(ру)жить связи между лирическим субъектом лирики и героем творимого рок-поэтом биографического мифа. Вторым существенным достижением, отраженным в данной статье, стало выделение и восприятие фонического уровня вербального текста рок-композиции как маркера, отличающего его от традиционного, «печатного» стихотворения. Все наблюдения, сделанные авторами относительно фонической организации песенной поэзии, оказались самоценными не сами по себе: важно было показать не столько отличие песни и стихотворения (хотя и это тоже), сколько принципиальность даже в формальных структурах исполнительского сверхтекста.
Ключевые слова: рок-поэзия; рок-композиция; синтетический текст; вербальный субтекст; методология анализа; субъектная организация; фоника; имиджевый герой
Для цитирования:
Афанасьев, А. С. Анализ вербального компонента рок-композиции / А. С. Афанасьев, Т. Н. Бреева // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №1 . – С. 109–119. DOI 10.51762/1FK-2023-28-01-10.
For citation
Afanasev, A. S., Breeva, T. N. (2023). Analysis of the Verbal Component of a Rock Composition. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №1 . P. 109–119. DOI 10.51762/1FK-2023-28-01-10.
Об авторе (авторах) :
Афанасьев А. С.
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0571-833X
Бреева Т. Н.
Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0781-8422
Сроки публикации:
Дата поступления: 20.11.2022; дата публикации: 30.03.2023Список литературы:
Арнаутова, В. В. Персонаж, маска и имидж в русской поэзии рубежа тысячелетий : дис. … канд. филол. наук / Арнаутова В. В. – Казань : [б. и.], 2022. – 161 с.
Бичевин, А. Г. «Маска» как феномен субъектной структуры в ранней лирике Н. С. Гумилева / А. Г. Бичевин // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 379. – С. 5–9.
Бокарев, А. С. Диффузия «я» и «Другого»: интерсубъектность в лирике Алексея Цветкова / А. С. Бокарев // Известия ВГПУ. – 2014. – № 5 (90). – С. 144–151.
Быков, Л. П. Гавриков В. А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. 634 с. / Л. П. Быков // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. – 2012. – № 3. – С. 207–212.
Гавриков, В. А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст / В. А. Гавриков. – Брянск : ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. – 634 с.
Голынко-Вольфсон, Д. Читая Пригова: неоднозначное и неочевидное / Д. Голынко-Вольфсон. – Текст : электронный // Новое литературное обозрение. – 2007. – URL: https://magazines.gorky.media/nlo/2007/5/chitaya-prigova-neodnoznachnoe-i-neochevidnoe.html (дата обращения: 23.02.2022).
Доманский, Ю. В. Поэтика Егора Летова: Беседы с исследователями / Ю. В. Доманский. – М. : Выргород, 2021. – 320 с.
Доманский, Ю. В. Рок-поэзия: филологический ракурс / Ю. В. Доманский. – М. : Intrada, 2015. – 272 с.
Доманский, Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст / Ю. В. Доманский. – М. : Intrada, 2010. – 320 с.
Доманский, Ю. В. «Тексты смерти» русского рока : пособие к спецсеминару / Ю. В. Доманский. – Тверь, 2000. – 109 с.
Ермолин, Е. С поэзией что / Е. Ермолин. – Текст : электронный // Знамя. – 2016. – № 9. – URL: https://magazines.gorky.media/znamia/2016/9/s-poeziej-chto.html (дата обращения: 23.02.2022).
Летов, Е. Стихи / Е. Летов. – М. : ООО «Выргород», 2016. – 458 с.
Никитина, О. Э. Биографические мифы о русских рок-поэтах / О. Э. Никитина. – СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2011. – 350 с.
Ройтберг, Н. В. Диалогическая природа рок-произведения : дис. … канд. филол. наук / Ройтберг Н. В. – Донецк, 2007. – 215 с.
Свиридов, С. В. А. Башлачев. «Рыбный день» (1984) Опыт анализа / С. В. Свиридов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – 2001. – № 5. – С. 93–105.
Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. – М. : Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.