Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2023-28-01-12
Аннотация: В статье рассматриваются пьесы, являющиеся на сегодняшний день наиболее поздними в творчестве британского драматурга, – «Проблема» (2015) и «Леопольдштадт» (2020). Для Т. Стоппарда характерно создавать в своих драмах перекличку как с произведениями других авторов, так и с собственными предшествующими работами. «Проблема» и «Леопольдштадт» не выглядят драмами, подчеркнуто «литературными», какими были у Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Травести» или «Изобретение любви», структурированные основополагающей аллюзией на творчество У. Шекспира, О. Уайлда или А. Э. Хаусмана. Зато «Проблема» во многом продолжает философские дебаты, театрально представленные драматургом в пьесе 1979 г. «Прыгуны». Философские интересы Стоппарда связаны, в частности, с трудами представителей «кембриджской аналитической философии» Б. Рассела, Дж. Э. Мура и Л. Витгенштейна. Герои Стоппарда ведут «философские» споры в «Прыгунах» и «Проблеме», полемизируя о соотношении принципов логико-философского и этического характера: вопрос о существовании эгоистического и альтруистического начал – в природе человека или в основе законов социума – не раз поднимается в пьесах драматурга. «Проблема» – произведение XXI в.; круг философских, а также связанных с развитием психологической науки аллюзий здесь значительно обновляется. Персонажи пьесы служат в «Институте изучения мозга», занимаются «трудной проблемой» сознания и апеллируют к новейшей «философии сознания». Имена создателей современных научных теорий Стоппард называет только в кратком авторском предисловии к тексту: Т. Нагель, Р. Докинз, Дж. Сёрл, Д. С. Уилсон, – а в самой пьесе идеи философов активно «цитируются» персонажами, помогая выстраивать конфликтующие точки зрения на проблемы «мозг и сознание», «тело и душа», «думающие машины», «врожденная доброта» и т. д. В пьесе «Леопольдштадт» представлена история большой австрийско-еврейской семьи, почти полностью уничтоженной во время Холокоста. Конфликт в произведении исторический, но Т. Стоппард, создавая «венский» колорит, задействует тем не менее фигуры или идеи З. Фрейда и Л. Витгенштейна. Если Фрейд, ставший во многом символом австрийской культуры, необходим пьесе, чтобы отразить движение истории ХХ в. к воплотившимся наяву кошмарам, то апелляция к Витгенштейну в данном случае связана не столько с философией языка, сколько с историей клана Витгенштейнов. В статье показано, что Т. Стоппард умело и разнообразно использует в своих пьесах научные и философские идеи для решения собственно художественных задач.
Ключевые слова: Т. Стоппард; «Проблема»; «Леопольдштадт»; «научная драма»; современная британская драматургия; Л. Витгенштейн; «Дом Витгенштейнов» А. Во, Б. Рассел, Т. Нагель

Для цитирования:

Доценко, Е. Г. Философы и философия в поздних пьесах Т. Стоппарда / Е. Г. Доценко // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №1 . – С. 133–147. DOI 10.51762/1FK-2023-28-01-12.

For citation

Dotsenko, E. G. (2023). Philosophy and the Philosophers in Tom Stoppard’s Later Plays. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №1 . P. 133–147. DOI 10.51762/1FK-2023-28-01-12.

Об авторе (авторах) :

Доценко Е.Г.
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID-ID: https://orcid.org/0000-0002-7167-3865

Сроки публикации:

Дата поступления: 30.12.2022; дата публикации: 30.03.2023

Список литературы:

Ананьевская, И. В. Интерпретация текста драматического произведения, опирающегося на естественно-научные теории (на материале пьесы Тома Стоппарда «Аркадия») / И. В. Ананьевская // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – № 2. – С. 106–109.
Ананьевская, И. В. Современные естественно-научные теории и художественное своеобразие пьес Т. Стоппарда «Хэпгуд» и «Аркадия» и М. Фрейна «Копенгаген» : дис. … канд. филол. наук / Ананьевская И. В. – Воронеж : [б. и.], 2011. – 143 с.
Булатов, Д. Модернисты vs акционисты / Д. Булатов. – Текст : электронный // Искусство. – 2019. – № 1 (608). – URL: https://iskusstvo-info.ru/modernisty-vs-aktsionisty/ (дата обращения: 01.12.2022).
Варшавер, О. А. «Дух перевода и душа переводчика». Интервью Наталии Деминой с Ольгой Варшавер / О. А. Варшавер. – Текст : электронный // Троицкий вариант – Наука. – 2020. – № 19 (313). – URL: https://elementy.ru/nauchno-populyarnaya_biblioteka/435536/Dukh_perevoda_i_dusha_perevodchika (дата обращения: 06.12.2022).
Васильев, В. В. Трудная проблема сознания / В. В. Васильев. – М. : Прогресс-Традиция, 2009. – 272 с. – URL: https://logic-books.info/sites/default/files/vasilev._trudnaya_problema_soznaniya.pdf.
Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн ; пер. c нем. Л. Добросельского. – М. : Изд-во «АСТ», 2019. – 384 c.
Во, А. Дом Витгенштейнов. Семья в состоянии войны / А. Во ; пер с англ. А. Васильевой. – М. : Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2020. – 440 с.
Дворянкина, И. С. Поэтика и функции исторических персонажей в драматургии Т. Стоппарда : дис. … канд. филол. наук / Дворянкина И. С. – М. : [б. и.], 2022. – 203 с.

Докинз, Р. Эгоистичный ген / Р. Докинз ; пер. Н. Фоминой. – М. : Corpus (АСТ), 2013. – 237 с. – URL: https://enc-medica.ru/wp-content/uploads/Р.Докинз-Эгоистичный-ген.pdf (дата обращения: 10.12.2022). – Текст : электронный.
Доценко, Е. Г. Сопротивляясь постдраме: Эпические пьесы Тома Стоппарда / Е. Г. Доценко // Практики и Интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. – 2020. – Т. 5, № 1. – С. 60–81.
Нагель, Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию / Т. Нагель ; пер. А. Толстовой. – М. : Идея-Пресс, 2001. – 84 с.
Рассел, Б. Почему я не христианин : [сборник] / Б. Рассел ; пер. c англ. А. Семенова. – М. : Изд-во «АСТ», 2020. – 320 c.
Сёрл, Дж. Р. Открывая сознание заново / Дж. Р. Сёрл ; пер. с англ. А. Ф. Грязнова. – М. : Идея-Пресс, 2002. – 256 с.
Стоппард, Т. Аркадия / Т. Стоппард ; пер. с англ. О. Варшавер // Стоппард Т. Розенкранц и Гильденстерн мертвы: пьесы. – М. : Иностранка, 2008. – С. 557–702.
Чалмерс, Д. Дж. Сознающий ум: В поисках фундаментальной теории / Д. Дж. Чалмерс ; пер. В. В. Васильева. – М. : Едиториал УРСС, 2019. – 512 с. – URL: https://booksprime.ru/books/soznayuschiy-um-v-poiskah-fundamentalnoy-teorii/ (дата обращения: 10.12.2022). – Текст : электронный.
Шатина, Л. П. «Аркадия» Тома Стоппарда: «Кем он был перед тем, как стать символом» / Л. П. Шатина // Критика и семиотика. – 2007. – Вып. 11. – С. 266–279.
Billington, M. The Hard Problem review. Tom Stoppard tackles momentous ideas / M. Billington. – Text : electronic // The Guardian. – Jan. 29, 2015. – URL: https://www.theguardian.com/stage/2015/jan/28/the-hard-problem-review-tom-stoppard (mode of access: 26.11.2022).
Boireau, N. Tom Stoppard’s Metadrama: The Haunting Repetition / N. Boireau // Drama on Drama: Dimensions of Theatricality on the Contemporary British Stage / ed. by N. Boireau. – New York : St. Martin’s Press, 1997. – P. 136–151.
Dowd, M. Sir Tom Stoppard Returns to New York with ‘Leopoldstadt’/ M. Dowd. – Text : electronic // The New York Times. – Sept. 7, 2022. – URL: https://www.nytimes.com/2022/09/07/theater/tom-stoppard-leopoldstadt-broadway.html (mode of access: 10.12.2022).
Rodway, A. Stoppard’s Comic Philosophy / A. Rodway // Modern Critical Views: Tom Stoppard / ed. by H. Bloom. – New York : Chelsea House Publishers, 1986. – P. 7–14.
Stoppard, T. Dogg’s Hamlet, Cahoot’s Macbeth / T. Stoppard // Stoppard T. The Real Inspector Hound, and Other Plays. – New York : Grove Press, 1998. – P. 139–174.
Stoppard, T. Jumpers / T. Stoppard. – New York : Grove Press, 1974. – 89 p.
Stoppard, T. Leopoldstadt / T. Stoppard. – London: Faber and Faber. 2020. – 105 р.
Stoppard, T. The Hard Problem / T. Stoppard. – London : Faber and Faber, 2015. –76 р.
Stoppard, T. Voyage: The Coast of Utopia. Part I / T. Stoppard. – New York : Grove Press, 2002. – 114 p.