Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Article: PDF
Аннотация: Обоснованная диагностика лингвокоммуникативной культуры студента играет чрезвычайно важную роль в компетентностно-ориентированном вузовском образовании, поскольку служит основным показателем эффективности методов обучения, определяет тенденции и динамику педагогического процесса. Статья нацелена на обоснование значимости и целесообразности методики диагностики лингвокоммуникативной культуры студентов в контексте преподавания различных учебных дисциплин в университете. Исследование основано на интеграции теоретических и эмпирических методов исследования, педагогического эксперимента и статистических процедур. Теоретические методы представлены системным анализом научных трудов российских и зарубежных ученых. Эмпирические методы включают наблюдения, интервью, анкетирование и диагностические методы исследования. В статье представлена оригинальная трехэтапная методика диагностики лингвокоммуникативной культуры студента, включающая организационный, контрольно-оценочный и результативный (обобщающий) этапы. Результатом первого этапа стал набор конкретных диагностических методов и статистических процедур, релевантных для оценки эмотивного, когнитивного, операционального и рефлексивного компонентов лингвокоммуникативной культуры, отобранных на основе аксиологического, когнитивного, праксиологического и рефлексивного критериев и их показателей, фиксирующих изменения в знаниях студента, его коммуникативных умениях, межсубъектных отношениях и самооценке в процессе обучения. На втором и третьем этапах исследования были определены и апробированы диагностические и статистические методы, выполняющие диагностическую и контрольно-оценочную функции (наблюдение, опрос, анкетирование, контроль и оценка лингвокоммуникативных умений, диагностика личностных качеств и эмпатийных способностей, экспертные оценки и самооценка, статистические процедуры). На обобщающем этапе оценивалась эффективность методики диагностики лингвокоммуникативной культуры студентов. В статье доказывается, что использование трехэтапной методики диагностики обеспечивает адекватную оценку и способствует положительной динамике уровня лингвокоммуникативной культуры студентов в рамках компетентностно-ориентированного образовательного процесса.
Ключевые слова: лингвокоммуникативная культура; трехэтапная методика диагностики; методы диагностики; статистические процедуры; межсубъектные отношения; самооценка

Для цитирования:

Осиянова, О. М. Диагностика лингвокоммуникативной культуры студента / О. М. Осиянова, А. В. Осиянова // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №2. – С. 194-204.

For citation

Osiyanova, O. M., Osiyanova, A. V. (2023). Diagnostics of University Students’ Lingua-Communicative Culture. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №2. P. 194-204.

Об авторе (авторах) :

Осиянова О. М. 
Оренбургский государственный университет (Оренбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8885-2731


Осиянова А. В.
Оренбургский государственный университет (Оренбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-8885-2731

Сроки публикации:

Дата поступления: 24.01.2022; дата публикации: 30.06.2023

Список литературы:

Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога / Н. М. Борытко. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 288 с.
Осиянова, А. В. Методика диагностики лингвокоммуникативной культуры студента в образовательном процессе высшей школы / А. В. Осиянова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6, № 2 (19). – С. 169–172.
Осиянова, А. В. Опыт формирования лингвокоммуникативной культуры в образовательном процессе вуза : монография / А. В. Осиянова, В. Л. Темкина. – Оренбург : ОГУ, 2018. – 167 с.
Осиянова, О. М. Технологический аспект формирования лингвистической компетенции студентов : монография / О. М. Осиянова, А. В. Осиянова. – Оренбург : ОГУ, 2020. – 178 с.
Пассов, Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е. И. Пассов. – М. : Просвещение, 1991. – 223 с.
Сафонова, В. В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях / В. В. Сафонова. – М. : Еврошкола, 2004. – 236 с.
Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб. : Речь, 2007. – 220 с.
Формановская, Н. И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н. И. Формановская. – М. : Русский язык, 2002. – 216 с.
Шкерина, Л. В. Портфолио как средство мониторинга профессиональных компетенций студента – будущего бакалавра-педагога / Л. В. Шкерина, И. Ю. Человечкова // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. – 2015. – № 2 (32). – С. 107–111.
Cooper, P. J. Communication for the Classroom Teacher / P. J. Cooper, C. Simonds. – Boston : Allyn & Bacon, 2011. – 352 p.
Hartley, J. Communication, Cultural and Media Studies: The Key Concepts / J. Hartley, E. Rennie. – Cape Town : Routledge, 2002. – 346 p.
Knapp, M. L. Interpersonal Communication and Human Relationships / M. L. Knapp, A. L. Vangelisti. – Pearson, 2014. – 464 p.
Leeds, D. The 7 Powers of Questions: Secrets to Successful Communication in Life and at Work / D. Leeds. – Tarcher Perigee, 2000. – 320 p.
Osiyanova, A. V. Maker-Technology as a Means of Student Philologist Linguistic Competence Formation and Diagnosis / A. V. Osiyanova. – Text : electronic // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. – 2020. – Vol. 83: PhR 2019 Philological Readings. – P. 311–319. – URL: https://www.europeanproceedings.com/article/10.15405/epsbs.2020.04.02.34 (mode of access: 16.05.2021).
Rivers, W. M. Communication Naturally in a Second Language: Theory and Practice in Language Teaching / W. M. Rivers. – Cambridge : Cambridge University Press, 2003. – 180 p.
Sheils, J. Communication in the Modern Language Classroom / J. Sheils. – Strasbourg (France) : Council of Europe Press, 1983. – 235 p.
Widdowson, H. G. Teaching Language as Communication / H. G. Widdowson. – Oxford : Oxford University Press, 2011. – 168 p.
Wood, J. T. Communication Mosaics: An Introduction to the Field of Communication / J. T. Wood. – Cengage Learning, 2016. – 400 p.