Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-2-147-154
Аннотация: В статье рассматривается проблема подготовки инонационально-русского билингва к профессии учителя русского языка в условиях билингвального коми-пермяцко-русского отделения педагогического вуза с учетом специфики его языковой личности. На основе осмысления существующих трактовок понятия «языковая личность» в современном языкознании дана трактовка понятия «билингвальная личность» инонационально-русского билингва – представителя коренного этноса Российской Федерации, владеющего двумя языками – родным и русским. Исходным положением является мысль, что билингвальный студент обнаруживает специфику в речевой деятельности в условиях профессионализирующего русскоязычного дискурса, что определяет его специальную лингвометодическую подготовку к профессии учителя русского языка. Это положение является основным для постановки цели исследования: конкретизации понятия «билингвальная личность» инонационально-русского субъекта коммуникации в аспекте его владения русским (неродным) языком в условиях филологического обучения в педагогическом вузе и уточнения трактовки модели языковой личности в аспекте инонационально-русского билингвизма. Билингвальная личность рассматривается с позиции нулевого (вербально-семантического) уровня, отражающего степень обыденного владения родным и русским языками; первого (лингво-когнитивного), устанавливающего специфику этно-культурной картины мира; второго, определяющего мотивы и цели ее развития. Билингвальная личность инонационального русскоязычного субъекта коммуникации имеет ценностные ориентации и мотивацию для развития и совершенствования в профессиональной парадигме. Билингв владеет двумя языковыми системами и их средствами, активно использует их для достижения целей и задач в подготовке к профессии учителя; обладает билингвальной/бикультурной когнитивной базой; выступает в трех ипостасях говорящего/слушающего/пишущего субъекта как языковая, как речевая, как коммуникативная личность.
Ключевые слова: языковая личность; билингвальная личность; инонационально-русский субъект русскоязычной коммуникации; модель языковой личности билингва; русский язык; лингвометодическая подготовка билингвального учителя русского языка

Для цитирования:

Медведева, Н. В. Модель языковой личности билингвального учителя русского языка / Н. В. Медведева // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №2. – С. 147-154 . DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-147-154.

For citation

Medvedeva, N. V. (2024). A Linguistic Personality Model of a Bilingual Teacher of the Russian Language. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №2. P. 147-154 . DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-147-154.

Об авторе (авторах) :

Медведева Н. В.

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-0152-2922

SPIN-код: 6928-6024

Сроки публикации:

Дата поступления: 10.02.2023; дата публикации: 24.06.2024

Список литературы:

Бахтикиреева, У. М. От изучения содержания языкового сознания народа до изучения индивидуальных особенностей отдельной языковой личности / У. М. Бахтикиреева, В. П. Синячкин // Вопросы психолингвистики. – 2016. – № 2 (28). – С. 56–63.

Богин, Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов : дис. д-ра филол. наук / Богин Г. И. – Л., 1984. – 354 с.

Богин, Г. И. Концепция языковой личности / Г. И. Богин. – M., 1982. – 36 с.

Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – 8-е изд., испр. и доп. – М. : Академия, 2015. – 363 с.

Горелов, И. Н. Основы психолингвистики : учеб. пособие / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. – 3 изд., перераб. и доп. – М. : Лабиринт, 2001. – 303 с.

Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – М., 1958. – 370 с.

Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. – М., 1982. – 160 с.

Залевская, А. А. Вопросы психолингвистической теории двуязычия / А. А. Залевская. – Текст : электрон- ный // Вопросы психолингвистики. – 2009. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-psiholingvisticheskoy-teorii-dvuyazychiya (дата обращения: 28.01.2022).

Закирьянов, К. З. Два феномена: билингвизм и билингвальная личность / К. З. Закирьянов // Вестник Башкирского университета. – 2012. – № 1 (I). – С. 498–502.

Зимняя, И. А. Психология обучения неродному языку: (На материале русского языка как иностранного) / И. А. Зимняя. – М. : Рус. яз., 1989. – 219 с.

Карасик, В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В. И. Карасик. – Волгоград : Перемена, 2002. – 477 с.

Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. – Изд. 7-е. – М. : Издательство ЛКИ, 2010. – 264 с.

Красных, В. В. Основы психолингвистики: Лекционный курс / В. В. Красных. – М. : Гнозис, 2012. – 333 с. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. – М. : ЛЕНАНД, 2014. – 224 с.

Леонтьев, А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. – 3-е изд., стереотип. – М. : КомКнига, 2005. – 312 с.

Прохоров, Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев / Ю. Е. Прохоров. – М. : ИКАР, 1996. – 215 с.

Ружицкий, И. В. Проблема формирования билингвальной личности в лингводидактике / И. В. Ружиц- кий, Е. В. Потёмкина. – Текст : электронный // МИРС. – 2013. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/problema-formirovaniya-bilingvalnoy-lichnosti-v-lingvodidaktike (дата обращения: 19.01.2023).

Халеева, И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста / И. И. Халеева // Язык – система. Язык – текст. Язык – способность. – М., 1995. – С. 277–286.

Хухуни, Г. Т. Диалог или борьба культур? (О некоторых аспектах межкультурного общения) / Г. Т. Хухуни, И. И. Валуйцева // Вопросы психолингвистики. – 2015. – № 2 (24). – С. 153–159.