Вам может быть интересно:
Архив журнала
Номинативные стратегии воздействия на адресата при наименовании заведений общественного питания
- 239
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-2-119-128
Аннотация: Статья посвящена анализу современных ресторонимов (названий заведений общественного питания) и выявлению в них лексических единиц, ассоциативно-семантический потенциал которых способствует их аттрактивности для адресата – потенциального клиента. Выдвигается гипотеза о том, что различие в семантике родовых наименований столовая, ресторан, кафе и бар предполагает создание специфических для каждого типа заведений ресторонимов. Цель статьи – показать, что в составе ресторонимов столовых, кафе, ресторанов и баров присутствуют семантические компоненты, влияющие на физиологическое или эмоциональное состояние человека, а также вызывающие чувство прекрасного. Материалом исследования стали 867 ресторонимов города Кирова и города Москвы. Для выявления в них сем, оказывающих воздействие на потенциального клиента, были использованы метод компонентного анализа, метод опроса с элементами ассоциативного эксперимента и статистический метод. Сопоставление результатов компонентного анализа и опроса позволило выявить, что языковые единицы в ресторонимах столовых, как правило, в большей степени воздействуют на физиологическое состояние человека; собственно ресторонимы (названия ресторанов) пробуждают эстетическое чувство; ресторонимы кафе и баров, как правило, влияют на эмоциональное состояние: названия кафе, обычно включая в себя единицы с положительной экспрессивной окрашенностью, поднимают настроение, а названия баров, часто представляя собой отвлеченные существительные, побуждают абстрагироваться от внешнего мира. Кроме того, было осуществлено сопоставление ресторонимов столицы и провинции. В Москве одинаково часто встречаются ресторонимы, которые выражают и семантику «статусности, пафосности», и семантику «уюта, домашности». В Кирове преобладают ресторонимы с семантикой «статусности», при номинации заведений часто используется прием нобилизации, квалификативного преувеличения. Ресторонимы провинции в большей степени вызывают у воспринимающего эстетический отклик, а ресторонимы столицы – эмоциональный. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы в работах по ономастике и в лингвомаркетинговых исследованиях.
Ключевые слова: эргонимы; ресторонимы; семантика; внутреннее состояние человека; физиологическое состояние; эмоциональное состояние; эстетическое чувство
Для цитирования:
Фалеева, А. С. Номинативные стратегии воздействия на адресата при наименовании заведений общественного питания / А. С. Фалеева // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №2. – С. 119-128. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-119-128.
For citation
Faleeva, A. S. (2024). The Nominative Strategies of the Addressee Manipulation in Naming Food Service Establishments. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №2. P. 119-128. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-2-119-128.
Сроки публикации:
Дата поступления: 11.04.2023; дата публикации: 24.06.2024Список литературы:
Источники
БТСРЯ – Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. – СПб. : Норинт, 2000. – 1536 с.
Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т. Ф. Ефремова. – М. : Русский язык, 2000. – URL: https://www.efremova.info/ (дата обращения: 14.09.2022). – Текст : электронный.
Зданович, Л. И. Кулинарный словарь / Л. И. Зданович. – М. : Вече, 2001. – URL: https://gufo.me/dict/culinary (дата обращения: 05.10.2022). – Текст : электронный.
Национальный корпус русского языка. – URL: https://ruscorpora.ru/new/ (дата обращения: 10.08. 2022). – Текст : электронный.
Павленков, Ф. Ф. Энциклопедический словарь издателя Ф. Павленкова: с 2607 политипажами, в том числе 895 портретов и 112 географических карт, гравированных в Париже / Ф. Ф. Павленков ; под ред. и с предисл. В. Яковенко ; перераб. и испр. материала: В. Черкасов [и др.]. – 4-е вновь пересмотр. изд. – СПб. : Типография Ю. Н. Эрлих (вклад. А. Э. Коллинс), 1910. – 3104 стб.
Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская – М. : Наука, 1988. – 187 с.
СРЯ – Словарь русского языка : в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований ; под ред. А. П. Евгенье- вой. – 4-е изд., стер. – М. : Русский язык ; Полиграфресурсы, 1999. – URL: https://lexicography.online/ explanatory/mas/ (дата обращения: 13.12.2022). – Текст : электронный.
ССРЛЯ – Словарь современного русского литературного языка / под ред. В. И. Чернышева. – М. ; Л.: Из- дательство Академии наук СССР, 1961. – Т. 12 Р. – 1676 стб.
Толковый словарь живаго великорускаго языка Владимiра Даля. – СПб. ; М. : Тип. М. О. Вольфа, 1882. Том четвертый. Р – Ѵ.– 712 с.
ТСРЯ – Толковый словарь русского языка / Д. В. Дмитриев (ред.). – М. : Астрель ; АСТ, 2003. – 989 с.
ТСРЯ – Толковый словарь русского языка : в 4 т. – М. : Сов. энцикл. ; ОГИЗ, 1935–1940. – URL: http://feb-> web.ru/feb/ushakov/ush-abc/default.asp (дата обращения: 01.02. 2023). – Текст : электронный.
ТСРЯ – Толковый словарь русского языка : ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. проф. Л. И. Скворцова. – М. : АСТ ; Мир и Образование, 2019. – 736 с.
Этимологический словарь / под ред. Н. М. Шанского. – URL: https://lexicography.online/
etymology/shansky/ (дата обращения: 31.01.2023). –Текст : электронный.
Литература
Амирова, Р. М. Функционирование коммерческих эргонимов города Казани в условиях двуязычия / Р. М. Амирова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 3. – С. 74–77.
Васильева, Н. В. Когнитивная ономастика: взгляд из Европы. Рец. на кн.: Cognitive Onomastics: A Reader /
ed. B. S. Brendler. – Hamburg : Baar, 2016. – 204 p. / Н. В. Васильева // Вопросы ономастики. – 2017. – Т. 14,
№ 3. – С. 210–221.
Вепрева, И. Т. Современный эргонимикон: в поиске новых форм выражения / И. Т. Вепрева // Вопросы ономастики. – 2019. – Т. 16, № 4. – С. 168–179.
Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. – М. : Искусство, 1968. – 576 с.
Голомидова, М. В. Искусственная номинация в русской ономастике / М. В. Голомидова. – Екатеринбург :
Урал. гос. пед. ун-т, 1998. – 232 с.
Гридина, Т. А. Языковая игра в эргономинациях: провокативность и эмоционально-коммуникативная рецепция / Т. А. Гридина // Quaestio Rossica. – 2023. – Т. 11, № 1. – С. 243–257.
Коломиец, Г. Г. Эстетика и категория «Эстетическое» / Г. Г. Коломиец // Вестник Оренбургского государ- ственного университета. – 2005. – № 7. – С. 115–125.
Крыжановская, В. А. Современная эргонимия: основные приемы графической игры / В. А. Крыжанов- ская // Вестник КГУ. – 2016. – № 3. – С. 179–181.
Мархеева, Т. В. Лингвомаркетинговый подход в изучении эргонимии (на материале эргонимов г. Улан-
Удэ) / Т. В. Мархеева // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. – 2020. – № 1. – С. 52–56.
Милль, Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной: Изложение принципов доказатель- ства в связи с методами научного исследования / Дж. Ст. Милль ; пер. с англ. под ред. В. Н. Ивановского ; пре- дисл. и прил. В. К. Финна. – Изд. 5-е, испр. и доп. – М. : URSS, 2011. – 828 с.
Осильбекова, Д. А. Трансонимизация антропонимов в названиях кафе и ресторанов города Москвы / Д. А. Осильбекова // Преподаватель ХХI век. – 2020. – № 3-2. – С. 331–338.
Питина, С. А. Гибридизация в эргонимах (на материале названий кафе и ресторанов) / С. А. Питина // Вестник ЧелГУ. – 2018. – № 1. – С. 60–64.
Помазов, А. И. Аттрактивность в лингвистическом дизайне сайтов российских вузов : монография / А. И. Помазов. – Нижний Новгород : Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского, 2022. – 184 с.
Реформатский, А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский ; предисл. В. А. Виноградова. – М. :
Аспект Пресс, 1996. – 536 с.
Старикова, Г. Н. Трофонимы (ресторонимы) как особый тип эргонимов (на материале имен заведений общественного питания Москвы) / Г. Н. Старикова, Хоанг Тхи Хонг Чанг // Вестник Томского государственно- го университета. Филология. – 2017. –№ 47. – С. 72–87.
Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. – М. : Наука, 1973. – 366 с. Супрун, В. И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал : автореф. дис. … д-ра филол. наук / Супрун В. И. – Волгоград, 2000.
Харченко, Е. В. Специфика восприятия и понимания эргонимов в межкультурной коммуникации / Е. В. Харченко, Шу Мань // Вопросы психолингвистики. – 2021. – № 1. – С. 110–125.
Шмелева, Т. В. Ономастикон российского города / Т. В. Шмелева. – Саарбрюккен : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 137 с.
Шмелева, Т. В. Аттрактивность городского имени: заведения еды / Т. В. Шмелева // Journal of applied linguistics and lexicography. – 2019. – № 1. – С. 117–126.
Щербак, А. С. Основные типы ономастических концептов (на материале региональной концептосферы) / А. С. Щербак // Вестник ТГУ. – 2009. – № 10. – С. 169–175.
Fatemeh Akbari. Immigrants’ business naming: Persian restaurants and supermarkets in Vienna’s linguistic landscape / Fatemeh Akbari // Onoma. – 2019. – No. 54. – P. 99–116.