Вам может быть интересно:
Архив журнала
Диктумно-модусные интерпретации исходного текста в сочинениях ЕГЭ по русскому языку
- 41
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2024-29-3-195-202
Аннотация: В статье, выполненной в русле интерпретирующей лингвистики, рассматриваются диктумно-модусные трансформации исходного текста, представленные в сочинениях по русскому языку учащихся в формате ЕГЭ. Актуальность исследования определяется необходимостью установления факторов, детерминирующих множественную вариативность интерпретации проблемы исходного текста, сформулированную в сочинениях учащихся. Цель статьи заключает-ся в выявлении диктумно-модусных вариантов интерпретации исходного текста, получивших воплощение в сочинениях учащихся, и установлении факторов, обусловливающих множественность и вариативность вербализации диктумного и модусного значений. Разработка идеи диктумно-модусных трансформаций текста осуществляется на материале 50 сочи-нений учащихся 11 класса, написанных по тексту В. С. Шефнера. Научная новизна предлагаемого исследования определяется аспектом рассмотрения сочинений учащихся как интерпретирующих текстов. В результате применения совокупно-сти методов (лингвистического описания, сопоставительного метода и метода контент-анализа), используемых в процессе анализа фрагментов сочинений школьников, была установлена множественная вариативность понимания и языковой экспликации проблемы исходного текста на уровне как диктума, так и модуса. Формулировки проблемы исходного текста на уровне выражения диктумного значения (проблема бессмертия – проблема бессмертия человеческих поступков – проблема памяти – проблема сохранения в природе следов человека – проблема уважения к людям) определяется лексико-грамматическим раз-нообразием текстов сочинений и варьированием пропозициональной структуры высказываний. Модусные значения и средства их выражения представлены совокупностью следующих вариантов: нейтральный утвердительный модус, нейтральный отрицательный модус, модус веры в возможность обретения бессмертия, модус сомнения в возможности обретения бессмертия, оценочный модус.
Результаты исследования могут быть использованы для развития интерпретирующей лингвистики, теории вариативно-интерпретационного функционирования текста, теории деривационного развития текста, семантического синтаксиса, а также применены в лингводидактике при анализе сочинений формата ЕГЭ и обучении школьников написанию вторичных текстов.
Ключевые слова: интерпретирующая лингвистика; интерпретационное функционирование текста; фактор адресата; сочинение ЕГЭ; диктум; модус; диктумно-модусные трансформации
Для цитирования:
Ким, Л. Г. Диктумно-модусные интерпретации исходного текста в сочинениях ЕГЭ по русскому языку / Л. Г. Ким, О. Н. Парфиненко // Филологический класс. – 2024. – Том 29 ⋅ №3. – С. 195-202. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-195-202.
For citation
Kim, L. G., Parfinenko, O. N. (2024). Dictum-Modus Interpretations of the Source Text in the Unified State Exam Essays in Russian. In Philological Class. 2024. Том 29 ⋅ №3. P. 195-202. DOI 10.26170/2071-2405-2024-29-3-195-202.
Об авторе (авторах) :
Ким Л.Г.
Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1712-9663
SPIN-код: 5341-1762
Парфиненко О.Н.
Лицей № 62 (Кемерово, Россия)
Сроки публикации:
Дата поступления: 01.12.2022; дата публикации: 30.10.2024Список литературы:
Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. – М. : Издательство иностран-ной литературы, 1955. – 416 с.
Благов, В. В. Тексты сочинений в формате ЕГЭ как источниковая база исследования аксиологической со-ставляющей картины мира современного выпускника школы / В. В. Благов // Вестник Томского государствен-ного педагогического университета. – 2016. – № 3 (168). – С. 83–88.
Воронова, Н. Г. Диагностика метатекстовой способности / Н. Г. Воронова // Вестник Барнаульского госу-дарственного педагогического университета: Гуманитарные науки. – 2006. – Вып. 6. – С. 126–132.
Голев, Н. Д. К основаниям деривационной интерпретации вторичных текстов / Н. Д. Голев, Н. В. Сайко-ва // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. – Барнаул, 2001. – С. 20–27.
Голев, Н. Д. Об отношениях адресата, автора и текста в парадигме лингвистического интерпретациониз-ма / Н. Д. Голев, Л. Г. Ким // Сибирский филологический журнал. – 2008. – № 1. – С. 144–153.
Гуц, Е. Н. Жанрово-композиционные особенности сочинения ЕГЭ как предмет ортологического исследо-вания (к проблеме языковой личности выпускника школы) / Е. Н. Гуц, О. А. Леонтьева // Жанры речи. – 2011. – № 7. – С. 210–217.
Демьянков, В. З. Интерпретирующая лингвистика / В. З. Демьянков // Лингвистический энциклопедиче-ский словарь. – М. : Советская энциклопедия, 1990. – С. 197.
Демьянков, В. З. Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода / В. З. Демь-янков // Вопросы языкознания. – 1994. – № 4. – С. 17–33.
Заика, В. И. Текст сочинения Единого Государственного Экзамена в аспекте тенденции к стандарту / В. И. Заика // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. – 2017. – № 4 (12). – С. 1–4.
Ким, Л. Г. Модель интерпретационного процесса и факторы, детерминирующие вариативность интер-претационного результата / Л. Г. Ким // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 318. – С. 29–36.
Ким, Л. Г. Дотекстовые ожидания адресата как фактор вариативности интерпретации политического текста / Л. Г. Ким, Е. С. Беляева // Вестник Томского государственного университета. Филология. – 2019. – № 57. – С. 48–62.
Киркинская, Т. И. Вариативность русских репродуцированных текстов (системно-функциональный и лингвоперсонологический аспекты) : дис. … канд. филол. наук / Т. И. Киркинская. – Барнаул, 2004. – 175 с.
Колосова, Т. А. О диктуме и модусе в сложном предложении / Т. А. Колосова // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. – 1979. – № 2. – С. 47–53.
Копытов, О. Н. Модус на пространстве текста / О. Н. Копытов. – Хабаровск : Издательство ХГИИК, 2012. – 299 с.