Article: PDF
DOI: 10.26710/fk18-04-08
Аннотация: В статье ставится вопрос о соотношении в творчестве Константина Сомова его произведений, выполненных в стиле так называемых «галантных сцен» и его искусства портрета и пейзажа. В стилистике галантных сцен очевидна эстетическая ориентация на живопись французского рококо, однако Сомов знал и прекрасно иллюстрировал ключевые романы рококо. Научная интерпретация рококо позволяет понять его как стиль жизни эпохи, в которой формируется новая идентичность личности. Одним из проявлений этого является публичная несерьезность как игровое проявление самоопределения личности, другим — признание ценности частной жизни и интерес к ее противоречивой психологии, наиболее глубоко обнаруживший себя в искусстве романа. Показано, что если в рококо XVIII в. эти две черты проявления личностного начала были внутренне связаны, то в искусстве Сомова они резко отделились друг от друга — публичная жизнь в т. н. «галантных сценах» лишается внутреннего содержания и становится театральностью, изощренной красотой игры в жизнь как изящного произведения культуры и искусства. Этой культуре соответствует у Сомова чистая красота картин прирученной, искусно остриженной природы как части цивилизации. Красоте галантного мира в портретах противостоит красота тонкого проникновения художника в глубину и неповторимость интимного мира личности, открывающейся только взгляду художника и отчужденной от социальной действительности. Природа в красках и формах пейзажей Сомова обнаруживает красоту, то по-домашнему теплой и нежной, то мощной и свободной силы. Эта сторона творчества Сомова позволяет содержательно оценить элементы неоднозначности и иронии, определенного драматизма в изображении наивного галантного мира, ослепленного внешним и не осознающего своего конфликта с жизнью.
Ключевые слова: РОКОКО; САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ; ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ; РОМАНЫ; ГАЛАНТНЫЕ СЦЕНЫ; РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ; ПРИРОДА; ПОРТРЕТЫ; ПЕЙЗАЖИ; ИРОНИЯ; КНИЖНЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ

Для цитирования:

Сомова, С. В. Сомовское рококо: игровое и серьезное / С. В. Сомова // Филологический класс. – 2018. – №4 (54). – С. 56-64. DOI 10.26710/fk18-04-08 .