Архив журнала
Фигура коллекционера как творческого субъекта в немецком и русском романе после 1980
- 3552
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-01-22
Аннотация: Тема статьи определяется актуальной в поле литературного постмодернизма проблемой творческого субъекта, решающего вопрос о самоидентификации. Позиция постмодернистского «раздробленного» субъекта предполагает ситуацию поиска «Я» в актах «собирания себя». Для
реализации проекта «собирания себя» постмодернистский субъект переключает решение творческой задачи в регистр составления коллекции. Яркое проявление творческого субъекта – это фигура
художника-коллекционера, который творит свою субъективность в поле особого напряжения.
Постмодернистский роман о художнике-коллекционере художественно осмысляет процессы и
способы «сборки» творческим субъектом самого себя, передает драматический момент и динамику
поиска современным человеком новых схем самоидентификации.
Предметом исследования выступает фигура коллекционера в постмодернистском романе о художнике. Существование коллекционера, маргинального художника (аутсайдера, фанатика, циника) на пределе своих сил и возможностей обнаруживается как в духовной конструкции героя, так и
в сюжете героя (его путь инициации).
В поле исследования включены наиболее показательные в этом отношении постмодернистские романы о коллекционере. В романах немецких писателей Патрика Зюскинда «Парфюмер» (Das Parfum, 1985), Марселя Байера «Летучие собаки»
(Flughunde, 1995) и русского автора Дины Рубиной «Синдром Петрушки» (2013) обозначена центральная фигура коллекционера,
выделен «творческий хронотоп», представлены разные стратегии коллекционирования, эстетического собирания и разные
модели маргинального художника.
В постмодернистском романе о художнике писатели предлагают альтернативную онтологическую модель мира, реализуемую в необычном сюжете истории коллекционера, «собирающего себя» в необычных обстоятельствах.
Предложенная методология рассмотрения фигуры коллекционера и исследования стратегий коллекционирования в новейшем романе может быть применима и к другим постмодернистским романам о художнике.
Ключевые слова: ТВОРЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ; ПОСТМОДЕРНИЗМ; РОМАНЫ; КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ОБРАЗЫ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; НЕМЕЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА; НЕМЕЦКИЕ ПИСАТЕЛИ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
Для цитирования:
Кучумова, Г. В. Фигура коллекционера как творческого субъекта в немецком и русском романе после 1980 / Г. В. Кучумова // Филологический класс. – 2019. – №1 (55). – С. 152-157. DOI 10.26170/FK19-01-22.