Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-17
Аннотация: Характеристика человека сквозь призму его речи в когнитивном, социальном, психологическом и культурном ключе является одним из актуальных направлений современной лингвистики. Объектом исследования являются тексты характеристики ученых-лингвистов. Внимание к речевому анализу сопряжено с проблемой недостаточного умения обучающихся исследовать детали и создавать портрет человека. Целью данной работы является рассмотрение материалов учебника (Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский]. М.: Просвещение, 2014), которые знакомят учащихся с понятиями «портрет» и «характеристика» человека, а также формируют у обучающихся навыки анализа и составления характеристики личности. Автор статьи сравнивает различные точки зрения отечественных ученых на понятия «языковая личность» и «речевой портрет». В статье дается обзор упражнений, формирующих навыки анализа характеристики человека. Автор предлагает провести комплексный анализ личности ученого, опираясь на тексты учебника. В качестве образца показан итоговый урок подготовки к написанию сочинения «Речевой портрет ученого». Общедидактической задачей урока является научить отмечать лингвистические и нелингвистические (психологические, этические, нравственные) средства описания языковой личности ученого. На уроке применяются элементы дискурсивного и собственно лингвистического анализа текста.
Ключевые слова: МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ; РАЗВИТИЕ РЕЧИ; РЕЧЕВЫЕ ПОРТРЕТЫ; ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ; СТИЛИ РЕЧИ; РУССКИЙ ЯЗЫК; МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ; МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА; УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА; ШКОЛЬНИКИ

Для цитирования:

Михайлова, И. С. Работа над речевым портретом на уроке русского языка в 8 классе средней школы / И. С. Михайлова // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 132-137. DOI 10.26170/FK19-02-17.