Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: Готовимся к уроку: преподавание русского языка и литературы в школе
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/FK19-02-16
Аннотация: Цель статьи – представить ценностные ориентиры героев Гайдара как систему и доказать, что их корни обнаруживаются в дореволюционной культуре. Такой подход позволяет выявить глубинную связь творчества писателя с русской классической литературой. Объектом анализа стала повесть «Тимур и его команда», так как именно она оказала серьезное влияние на поведенческие стратегии подростков. Анализ произведения в аспекте аксиологии позволяет преодолеть идеологический подход в оценке творчества А. П. Гайдара. В качестве основных выделены такие ценностные установки, как жизнь в коллективе, стремление делать добро, избавлять мир от несправедливости. Особый акцент сделан на изображении эпизодов помощи тимуровцев жителям дачного поселка, подробно рассмотрена их структура. Показано, что помощь планируется как военная операция, следствием чего становится скоординированность и стремительность их действий; кроме того, выделены приемы, благодаря которым Гайдар добивается динамизма в изображении этих сцен: отсутствие развернутых описаний, преобладание глаголов, включение ярких сравнений; показана роль курьезного финала. В результате труд изображается не как изнурительное, а как хоть и трудное, но радостное занятие. Также охарактеризованы некоторые принципы создания образов тимуровцев: писатель использует говорящие фамилии, наделяет героев устойчивой запоминающейся портретной чертой, особой манерой речи. Основной вывод статьи состоит в том, что истоки новой – советской – системы ценностей Гайдар находит в старой, дореволюционной культуре, а потому в его повести обнаруживаются многочисленные отсылки к ключевым произведениям русской литературы (например, к «Тарасу Бульбе» Гоголя, «Капитанской дочке» Пушкина) и живописи (картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»), отмечено использование знаковых образов-символов (овраг, сад, часовня с картинами ада). Гайдар возвращает традиционные ценности, которые были отвергнуты в эпоху революционного переустройства общества, но наполняет их новыми, актуальными для его эпохи идеями. Выводы данной статьи могут быть использованы в практике школьного и вузовского преподавания.
Ключевые слова: СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ; ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА; ДЕТСКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ
Abstract: The purpose of the article is to show values of A. Gaidar’s heroes as a system and prove that its roots can be found in pre-revolutionary culture. Such approach helps to disclose deep connection of author’s works with Russian classical literature. The novel “Timur and his team” became the object for analysis as it has seriously influenced behavioral strategies of teens. The analysis of the work in the aspect of axiology helps to overcome ideological approach to estimating Gaidar’s art. Such guidelines as living in team, doing good things, saving world from injustice, labour as happiness are pointed out. Special accent is made on depicting episodes of Timur’s team help to the inhabitants of the village, the structure of such episodes is carefully studied. It is shown that help is being planned as a military operation, which results in actions being coordinated and swift, also pointed out methods, which helped Gaidar achieve dynamism, swiftness in these episodes: lack of detailed descriptions, the predominance of verbs, a vivid comparison, a curious ending. As a result work is presented not as exhausting, but hard and joyful occupation. Also several principles of creating Timur’s team members are characterised: the author uses telling surnames, gives his heroes a stable portrait feature, a special manner of speech. The main conclusion of the article is that Gaidar finds the origins of new soviet culture in old, pre-revolutionary culture, that’s why in his novel a lot of references to key works of Russian literature (e.g. to Gogol’s “Taras Bulba”, Pushkin’s “Capitain’s Daughter”) and art (Repin’s painting “Cossaks of Zaporozhye write a letter to the Turkish sultan) can be found, the usage of symbolic character images (ravine, garden, chapel with the pictures of hell) is marked. Gaidar brings back traditional values, which were abandoned in the era of revolutionary reorganisation of society, but fills them with new, actual for his time ideas. The conclusions of the article may be used in the practise of teaching in schools and universities.
Key words: SYSTEM OF VALUES; VALUE BENCHMARKS; RUSSIAN LITERATURE; CHILDREN’S LITERATURE; CHILDREN’S WRITERS; LITERARY CREATIVE ACTIVITY; LITERARY CHARACTERS

Для цитирования:

Юхнова, И. С. Ценностные ориентиры героев А.П. Гайдара («Тимур и его команда») / И. С. Юхнова // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 126-131. DOI 10.26170/FK19-02-16.

For citation

Yukhnova, I. S. Values of A. Gaidar’s Heroes (“Timur and his Team”) / I. S. Yukhnova // Philological Class. – 2019. – №2 (56). – P. 126-131. DOI 10.26170/FK19-02-16.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.