Вам может быть интересно:
Архив журнала
Риторические лакуны: причины, последствия, предупреждение
- 1740
- Article: PDF
DOI: 10.26170/FK19- 02-15
Аннотация: В статье анализируется современное состояние риторики как учебной дисциплины и перспективы ее изучения. Риторические навыки и умения обучаемого являются одним из значимых результатов образовательных достижений. Однако в России их формирование затрудняется
отсутствием у большинства носителей языка представлений о логических, стилистических и этических законах публичной речи. Цель работы – на основе анализа трудов, посвященных современной
риторике, охарактеризовать состояние риторического образования в современном обществе и место риторических (коммуникативных) дисциплин в системе школьного и вузовского образования.
Рассматриваются причины упадка риторики, пути ее развития как фактора воспитания риторической личности, затрагивается проблема речевого воздействия и ее изучения в вузе. На основании
многолетнего экспериментального исследования коммуникативной (риторической) компетенции
современной молодежи выдвигается гипотеза обусловленности эффективного использования манипулятивных технологий в сфере коммуникаций низким уровнем коммуникативной (риторической)
компетенции слушательской аудитории. Последствиями так называемых риторических лакун (отсутствия знаний и умений
в сфере корректного публичного общения) авторы считают увеличение числа носителей языка, не способных использовать
регулятивную функцию языка, сохраняя при этом экологичную речевую среду. Доказывается точка зрения о том, что использование манипулятивных тактик в текстах СМИ – это следствие низкого уровня риторической компетенции. Делается вывод
о том, что, если ситуация не изменится, в обществе неизбежно будут появляться элитарные маргиналы (выпускники вузов,
вполне владеющие языком, но отвергающие риторический этос и целенаправленно изучающие способы речевого воздействия с целью манипулирования). Для конструктивного решения проблемы предлагаются апробированные приемы развития
риторической компетенции в вузе, ориентированные на формирование знаний, умений и навыков в сфере речевого воздействия.
Ключевые слова: РИТОРИКА; МЕТОДИКА
ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ; МЕТОДИКА
РИТОРИКИ В ШКОЛЕ;
МЕТОДИКА РИТОРИКИ
В ВУЗЕ; РИТОРИЧЕСКИЕ
КОМПЕТЕНЦИИ; РЕЧЕВОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ; РЕЧЕВАЯ
МАНИПУЛЯЦИЯ; РИТОРИЧЕСКИЕ ЛАКУНЫ
Для цитирования:
Козлова, Е. А. Риторические лакуны: причины, последствия, предупреждение / Е. А. Козлова, О. И. Колесникова // Филологический класс. – 2019. – №2 (56). – С. 116-125. DOI 10.26170/FK19- 02-15.