Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-01-10
Аннотация: На материале малой прозы И. С. Тургенева («Сон», «Песнь торжествующей любви», «Клара Милич») и В. О. Пелевина («Спи», «Синий фонарь», «Созерцатель тени») рассматривается проблема трансформации концепции и способов воплощения сновидческих состояний, анализируются изменения функции сна и сновидений в классической и постклассической литературе. В классической литературе под онейрическим текстом понимается словесное изложение сновидения персонажей или автора в художественном произведении. В таинственных рассказах и повестях И. С. Тургенева мы имеем дело с вербальным воссозданием сна как пограничного состояния героя, прикосновения к инобытию, как способа погружения в иррациональную область человеческой психики. Онейропоэтика и фантастика в поздних произведениях Тургенева направлены на открытие непознанного в человеческой психике и связаны с вечными проблемами любви и смерти, поиском истины, обретением целостности художественно-философского мира. В эпоху постмодерна сны становятся одним из наиболее распространенных способов конструирования текста и служат передаче представления о тотальной виртуализации реальности. Современный автор не ставит задачу описывать сны, он создает текст по логике сна. Между тем художественной рефлексии в классической литературе: истина и ложь, добро и зло, поиск смысла жизни, свобода и вера. Диалог писателя-постмодерниста с классиком строится на понимании нераздельности чувственного и сверхчувственного, противоречия между которыми могут быть сняты в акте художественного исследования тайн человеческой психики. Писатель рубежной эпохи говорит с современниками о человеческом сознании, попавшем в ловушку, потому что практических методов «снятия оков разума» не существует, но остается способность к трансценденции, к самореализации в творимых сознанием мирах. Сновидения у В. О. Пелевина зачастую становятся формой проявления эзотерического сознания и мистического откровения.
Ключевые слова: ОНЕЙРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ; СНОВИДЕНИЯ; РАССКАЗЫ; МАЛАЯ ПРОЗА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Для цитирования:

Маркова, Т. Н. Онейрический текст в малой прозе И. С. Тургенева и В. О. Пелевина / Т. Н. Маркова // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №1. – С. 106–114. DOI 10.26170/FK20-01-10.

For citation

Markova, T. N. (2020). Oneiric Text in I. S. Turgenev’s and V. O. Pelevin’s Short Prose. In Philological Class. 2020. Том 25 ⋅ №1. P. 106–114. DOI 10.26170/FK20-01-10.

Об авторе (авторах) :

Маркова Т. Н.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7911-2424

Список литературы:

Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. – Москва: Советская Россия, 1979. – 320 с.

Волков, И. О. В. А. Жуковский и И. С. Тургенев (к вопросу о творческой преемственности) / И. О. Волков // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 430. – С. 5–14.

Гимранова, Ю. А. Креативные рецепции тургеневских рассказов Пелевиным / Ю. А. Гимранова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2018. – № 1. – С. 237–247.

Давыдов, Д. Ночное искусство (Сон и фрагментарность прозы) / Д. Давыдов // Новое литературное обозрение. – 2002. – № 54. – С. 246–250.

Дедюхина, О. В. Сны и видения в повестях и рассказах И. С. Тургенева: проблемы мировоззрения и поэтики: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Дедюхина О. В. – Москва, 2006. – 18 с.

Ильин, В. Н.  Тургенев  – мистик и  метапсихик / В. Н.  Ильин // Литературная учеба.  – 2000.  – Кн. 3.  – С. 158–179.

Лотман, Ю. М. Культура и взрыв / Ю. М. Лотман // Семиосфера. – Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2000. – 704 с.

Мазин, В. Толкование сновидений / В. Мазин, П. Пепперштейн. – Москва, 2005. – 712 с.

Маркова, Т. Н. Русская проза рубежа ХХ-ХХI веков: трансформации форм и конструкций (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин) / Т. Н. Маркова. – Palmarium Academic Publishing, 2012. – 332 с.

Мостовская, Н. Н. Был ли Тургенев «странным»? (рецензия на книгу) / Н. Н. Мостовская // Русская литература. – 1999. – № 3. – С. 228–231.

Нагорная, Н. А.  Онейросфера в  русской прозе XX  века: модернизм, постмодернизм: дис. ... д-ра филол. наук / Нагорная Н. А. – Москва, 2004. – 414 c.

Пелевин, В. О. Ананасная вода для прекрасной дамы / В. О. Пелевин. – Москва: Эксмо, 2010. – 280 с.

Пелевин, В. О. Желтая стрела / В. О. Пелевин. – Москва: Вагриус, 2000. – 496 с.

Савельева, В. В. Художественная гипнология и онейропоэтика русских писателей: монография / В. В. Савельева. – Алматы: Жазушы, 2013. – 30 с.

Сай, На. Тургеневская традиция в творчестве Сунь Ли / Сай На // Научный диалог. – 2016. – № 12 (60). – С. 211–221.

Стрелец, Л. И. Топика онейрических пространств в малой прозе И. С. Тургенева / Л. И. Стрелец // Литература в контексте современности: сборник мат-лов X Всероссийской научной конф. – Челябинск: Энциклопедия, 2018. – С. 13–18.

Сухих, И. Н.  Русская литература для всех. Классное чтение! (От  Блока до  Бродского) / И. Н.  Сухих.  – Санкт-Петербург: Ленииздат; Команда А, 2013. – 736 с.

Топоров, В. Н. Странный Тургенев (четыре главы) / В. Н. Топоров. – Москва: РГГУ, 1998. – 192 с.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 томах / И. С. Тургенев. – Москва: Наука 1982. – Т. 10.

Тургенев, И. С. Таинственные рассказы и повести / И. С. Тургенев. – Челябинск: Энциклопедия, 2018. – 100 с.