Article: PDF
DOI: 10.26170/FK20-02-20
Аннотация: Статья посвящена описанию процесса организации изучения предмета «Чтение» в условиях дистанционного преподавания русского языка как иностранного. Авторы опираются на собственный опыт применения дистанционных образовательных технологий (далее – ДОТ) в Цзилиньском университете международных исследований (г. Чанчунь, Китай), который может быть полезен педагогам, организующим процесс обучения русскому языку как иностранному (далее – РКИ) дистанционно. Задачей авторов не являлось проведение педагогического эксперимента с целью доказательства эффективности применения ДОТ, поскольку авторы придерживаются позиции Р. Кларк о том, что эффективность обучения никак не повышается от применения информационных технологий. В этой связи цель статьи – представление характеристики организации процесса преподавания чтения иностранным обучающимся в условиях дистанционной формы обучения с применением ДОТ как одного из возможных средств обучения. В статье уточняются такие понятия, как дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, предлагаются их рабочие определения; описывается чтение как особый вид речевой деятельности и его роль в процессе преподавания и изучения РКИ. Среди многообразия интернет-платформ для проведения занятий выбраны учебный портал Цзилиньского университета международных исследований и популярный в Китае мессенджер WeChat. Предлагаемая авторами система организации учебного процесса условно состоит из следующих этапов: подготовительного, этапа самостоятельной работы обучающихся, проведение онлайн-занятий, этапа осуществления контроля. Подготовительный этап посвящен разработке учебного контента с учетом возможности применения ДОТ в преподавании чтения. На этапе самостоятельного изучения материала студенты осваивают его на учебном портале, результаты выполнения всех предтекстовых лексико-грамматических заданий отражены в их личных кабинетах на платформе и доступны для преподавателя, что дает возможность индивидуального контроля работы каждого студента еще до начала онлайн-занятия. Онлайн-занятия проводятся в режиме видеоконференции. Текущий и итоговый контроль по предмету осуществляется с применением ДОТ. Дистанционное обучение обладает определенными достоинствами: обеспечивает открытость образовательного пространства, усиливает динамичность учебного процесса и мобильность его участников. Однако дистанционная форма имеет немало недостатков: отсутствие универсальности применения ДОТ, недостаточный уровень квалификации в сфере современных информационных технологий участников образовательного процесса и др. Таким образом, ДОТ являются одним из возможных средств обучения, а само дистанционное обучение открывает определенные возможности перед участниками образовательного процесса, зависит от специфики направления обучения, изучаемых дисциплин, технических возможностей образовательной организации и готовности участников процесса их применять.
Ключевые слова: РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ; ЧТЕНИЕ КАК ВИД РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ; ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ.

Для цитирования:

Чжан, Вэй. Организация занятий по чтению для иностранных студентов в условиях дистанционного обучения / Чжан, Вэй, Л. Е. Веснина // Филологический класс. – 2020. – Том 25 ⋅ №2. – С. 228–235. DOI 10.26170/FK20-02-20.