Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-23
Аннотация: В данной статье представлен и обоснован новый междисциплинарный подход к изучению одного из самых известных литературных документов ХХ века – немецкоязычного собрания стихотворений экспрессионизма «Сумерки человечества: симфония новейшей поэзии», изданного Куртом Пинтусом в 1919 г. Новизна исследования заключается в том, что впервые в российском и зарубежном экспрессионизмоведении этот поэтический сборник рассматривается не как «классическая антология экспрессионистской лирики», т. е. некая выборка репрезентативных текстов, а как авторская книга К. Пинтуса, как единый когерентный текст со множеством разноуровневых элементов связности. Определение К. Пинтусом четырехчастной композиции собрания как «симфонической» берется за основу рассуждений об архитектонике книги и рассматривается не метафорически, как это принято в экспрессионизмоведении, а в точном соответствии с построением и характером классической симфонии, с сонатной формой ее первой части (экспозиция, разработка, реприза, кода), во взаимодействии с другими темами, мотивами и образами четырехчастной структуры книги. Избранный для анализа композиции книги междисциплинарный ракурс исследования базируется на том, что контекст классической симфонии используется как элемент научного инструментария при изучении поэзии модернизма. Принятому в экспрессионизмоведении мнению, что основные темы антологии определяют четыре его подзаголовка «Крушение и крик», «Пробуждение сердца», «Призыв и возмущение», «Возлюби человека», противопоставляется гипотеза, что эти пароли использованы К. Пинтусом, как в музыке, для обозначения темпа, настроения и характера движения каждой из частей поэтической симфонии, а также как элементы программности масштабного произведения для решения проблемы тематического объединения цикла. Фронтальный анализ мотивной структуры всего корпуса сборника такую гипотезу подтверждает. Представленный в статье новый взгляд на «классическую антологию» взят за основу в коллективной монографии под названием «Поэзия сумерек или Симфония человечества», подготовленной к публикации российскими германистами из Екатеринбурга, Москвы, С.-Петербурга, Ростова-на-Дону, Тольятти, Н. Новгорода по случаю столетнего юбилея антологии. Наряду с традиционным литературоведческим анализом антологии, включающим историко-литературный и лингвостилистический методы, коллектив авторов широко использует методы смежных наук, в частности музыковедения.
Ключевые слова: Поэзия экспрессионизма; лирические жанры; классические симфонии; сонатная форма; композиция антологии; поэтические сборники.

Для цитирования:

Пестова Н. В. K 100-летию собрания немецкой экспрессионистской лирики: антология «Сумерки человечества. Симфония новейшей поэзии» Курта Пинтуса как единое литературное произведение / Н. В. Пестова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 270–278. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-23.

For citation

Pestova, N. V. (2020). To the Centennial of the Collection of German Expressionist Poems: the Anthology “Twilight of Humanity: a Symphony of the Newest Poetry” By Kurt Pinthus as one Whole Literary Work. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 270–278. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-23.

Об авторе (авторах) :

Пестова Н. В.

Научно-образовательное объединение Сириус (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-6771-2158

Сроки публикации:

Дата поступления: 22.09.2021; дата публикации: 29.10.2021.

Список литературы:

Сумерки человечества. Лирика немецкого экспрессионизма / сост. В. Л. Топоров [и др.]. – М. : Московский рабочий, 1990. – 271 c.

Edschmid, K. Lebendiger Expressionismus : Auseinandersetzungen. Gestalten. Erinnerungen. Mit 31 Dichterporträts von Künstlern der Zeit / K. Edschmid,. – Wien ; München ; Basel : Verlag Kurt Desch, 1961. – 410 S.

Eleusis, D. von. Kurt Pinthus auf Abwegen / D. von Eleusis. – URL: https://muenchener-literaturbuero.de/kurt-pinthus-auf-abwegen (mode of access: 15.12.2020). – Text : electronic.

Gedichte der Menschheitsdämmerung. Interpretationen expressionistischer Lyrik. Mit einer Einleitung von K. Pinthus / Hrsg. H. Denkler. – München : Fink Verlag, 1971. – 333 S.

Illies, F. Eine Vergangenheit, die kommen wird. Einhundert Jahre Menschheitsdämmerung / F. Illies // Menschheitsdämmerung. Symphonie jüngster Dichtung. Herausgegeben von K. Pinthus / Neuauflage. Mit einem Nachwort von Florian Illies. – Hamburg : Ernst Rowohlt Verlag, 2019. – S. 407–417.

Lohner, E. Die Lyrik des Expressionismus / E. Lohner // Expressionismus. Gestalten einer literarischen Bewegung / Hrsg. H. Friedmann, O. Mann. – Heidelberg : W. Rothe Verlag, 1956. – S. 57–83.

Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus. Mit Biographien und Bibliographien neu herausgegeben von Kurt Pinthus. – Berlin : Rowohlt Verlag, 1996. – 384 S.

Pinthus, K. Nach 40 Jahren; Zuvor; Nachklang / K. Pinthus // Menschheitsdämmerung. Ein Dokument des Expressionismus. Mit Biographien und Bibliographien neu herausgegeben von Kurt Pinthus. – Berlin : Rowohlt Verlag, 1996. – S. 7–35.

Paulsen, W. Deutsche Literatur des Expressionismus. 2. überarbeit. Aufl. / W. Paulsen ; Mit Geleitwort von H. Denkler. – Berlin : WEIDLER Buchverlag, 1998. – 268 S.

Nimbus des Neuanfangs: 100 Jahre „Menschheitsdämmerung“. – URL: https://www.wn.de/Welt/Kultur/Buch/4005966-Expressionismus-Nimbus-des-Neuanfangs-100-Jahre-Menschheitsdaemmerung (mode of access: 21.09.2020). – Text : electronic.