Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-22
Аннотация: В статье исследуется, каким образом модернистская проблема «преодоления границ между словом и музыкой» (У. Вейман) связана с эпистемологическими, медиальными и поэтологическими идеями. Предмет исследования – интермедиальные утопии. На примере репрезентативных лирических и прозаических немецкоязычных текстов ХХ века представлена амбивалентная культурная ситуация модерна, характеризующаяся стремлением словесности к абстрагирующему музыкальному мышлению и гипертрофированной звукописи, в то время как музыка развивается от вагнеровского литературоцентризма («das Wagnerisch-Musiksprachliche» Т. Адорно) к «абсолютной музыке», вплоть до создания в Новой музыке чисто акустических феноменов. Цель исследования – выявить типичные формы создания интермедиальной словесно-музыкальной утопии в немецкоязычной литературе позднего модерна. В работе используются компаративный, нарратологический, музыковедческий методы, применяется качественный анализ стиховых форм и тематический анализ прозы. В ходе исследования делается вывод о том, что существуют три способа «литературного музицирования», а именно: рассказывать о музыке (Т. Манн, Г. Гессе, М. Байер, П. Зюскинд), подражать музыке (как это делают авангардисты) или, как Х. Волльшлегер, Т. Бернхард, Э. Елинек и др., соединять обе эти модели. В немецком модернизме и постмодернизме этот интермедиальный трансфер обременен этической и политической коллизией, берущей свое начало в утопическом мышлении романтиков и обострившейся в эпоху Третьего рейха (ср.: реконструкция сюжета о договоре с дьяволом у Т. Манна, Х. Волльшлегера). Музыка становится формой бегства в метафизику, в то время как музыкальная композиция избирается в качестве альтернативы традиционной лирике или прозе. Таким образом, эта коллизия рассматривается в контексте модернистского кризиса и критики языка. Итоги проведенного исследования могут быть использованы в построении альтернативной истории литературы, основанной не только на эволюции словесных форм, но и на гибридных, в частности словесно-музыкальных, формах.
Ключевые слова: Критика языка; интермедиальность; музыка; модернизм; постмодернизм; дадаизм; немецкоязычная литература; немецкоязычные писатели; литературное творчество; художественные тексты.

Для цитирования:

Котелевская В. В. Между имитацией и тематизацией музыки: об одной интермедиальной утопии в немецкоязычной литературе позднего модернизма / В. В. Котелевская // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 255-269. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-22.

For citation

Kotelevskaya, V. V. (2020). Between Imitation and Thematization of Music: Towards an Intermedial Utopia in Late German Modernist Literature. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 255-269. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-22.

Об авторе (авторах) :

Котелевская В. В.

Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2650-7462

Сроки публикации:

Дата поступления: 30.06.2021; дата публикации: 29.10.2021.

Список литературы:

Махов, А. Е. Musica literaria. Идея словесной музыки в европейской поэтике / А. Е. Махов. – М. : Intrada, 2005. – 224 с.

Adorno, Th. W. Briefwechsel 1943–1955 / Th. W. Adorno, Th. Mann. – Frankfurt a. M. : S. Fischer, 2003. – 192 S.

Adorno, Th. W. Musik, Sprache und ihr Verhältnis im gegenwärtigen Komponieren / Th. W. Adorno // Gesammelte Schriften: Musikalische Schriften I–III. Bd. 16.

Hrsg. von Rolf Tiedemann. – Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1978. – S. 649–664.

Adorno, Th. W. Philosophie der neuen Musik / Th. W. Adorno // Gesammelte Schriften Bd. 12. – Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 1975.

Ball, H. Flucht aus der Zeit / H. Ball. – Zürich : Limmat, 1992. – 365 S.

Ball, H. Manifest zum 1. Dada-Abend in Zürich [14.7.] 1916 / H. Ball // Pörtner P. Literatur-Revolution 1910– 1925. Dokumente. Manifeste. Programme. Bd. 2: Zur Begriffsbestimmung der Ismen. – Darmstadt u.a. : Luchterhand, 1961. – S. 477–478.

Bernhard, Th. Der Untergeher. Werke in 22 Bänden. Bd. 6. Hrsg. von Martin Huber / Wendelin SchmidtDengler / Th. Bernhard. – Frankfurt a. M. : Suhrkamp, 2006. – 187 S.

Dahlhaus, C. Die Idee der absoluten Musik / C. Dahlhaus. – Kassel : Bärenreiter-Verlag, 1978. – 151 S.

Diederichs, B. Musik als Generationsprinzip von Literatur. Eine Analyse am Beispiel von Thomas Bernhards Untergeher. PhD Thesis / B. Diederichs. – Gießen, 1998. – 414 S.

Eckel, W. Ut musica poesis. Die Literatur der Moderne aus dem Geist der Musik / W. Eckel. – München : Wilhelm Fink, 2015. – 453 S.

Göttsche, D. Aufbruch der Moderne. Hugo von Hofmannsthals Chandos-Brief im Kontext der Jahrhundertwende / D. Göttsche // Germanistik. Bd. 3. Interpretationen zur neueren deutschen Literaturgeschichte. – Hamburg ; Münster : Lit, 1994. – S. 179–206.

Hesse, H. Das Glasperlenspiel / H. Hessse. – Frankfurt a. M. : S. Fischer, 1999. – 632 S.

Hinrichsen, H.-J. Beethoven, Bach und die Idee der motivisch-thematischen Ökonomie. Zur Genese eines wirkungsmächtigen Rezeptionsklischees / H.-J. Hinrichsen // Keym S. (Hrsg.). Motivisch-thematische Arbeit als Inbegriff der Musik: Zur Geschichte und Problematik eines „deutschen“ Musikdiskurses. – Hildesheim ; Zürich ; New York : Georg Olms, 2015. – S. 9–29.

Huber, M. „Polyphonie des Schreibens“. Zur Funktion der Musik in Hans Wollschlägers Herzgewächse oder der Fall Adams / M. Huber // Jahrbuch der Deutschen Schillergesellschaft. 39. Jahrgang. 1995. – Stuttgart : Alfred Kröner. – S. 371–387.

Jandl, E. Hosi-Anna / E. Jandl. – Bad Homburg : Gulliver Presse, 1966. – 124 S.

Kaminskaja, J. IST DAS A) LYRIK? Über den Eigensinn der Sprache und die Grenzen der Poesie / J. Kaminskaja // Русская германистика: Ежегодник Российского союза германистов. Т. 10. – М. : Языки славянской культуры, 2013. – С. 205–212.

Mann, Th. Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Bd. XII. Deutschland und die Deutschen / Th. Mann. – Berlin : Aufbau-Verlag, 1955. – S. 554–576.

Mann, Th. Gesammelte Werke in zwölf Bänden. Bd. VI. Doktor Faustus. Das Leben des deutschen Tonsetzers Adrian Leverkühn, erzählt von einem Freunde / Th. Mann. – Berlin: Aufbau-Verlag, 1955. – 691 S.

Mohr, G. Vom Sinn des Hörens. Beiträge zur Philosophie der Musik / G. Mohr, J. Kreuzer. – Würzburg : Königshausen & Neumann, 2012. – 227 S.

Novalis. Fragmente II. Philologie, Sprache und Musik. – URL: https://www.projektgutenberg.org/novalis/fragment/chap002.html (mode of access: 10.06.2021). – Text : electronic.

Odendahl, J. Literarisches Musizieren: Wege des Transfers von Musik in die Literatur bei Thomas Mann / J. Odendahl. – Bielefeld : Aisthesis, 2008. – 273 S.

Schopenhauer, A. Die Welt als Wille und Vorstellung. Zürcher Ausgabe. Werke in zehn Bänden. Bd. 2 / A. Schopenhauer. – Zürich : Diogenes Verlag, 1977. – 651 S.

Stolberg, A. „Verbindung und Verzweigung der thematischen Motive“. Das orchestrale „Gewebe“ bei Richard Wagner im Spiegel der Theorie, Kompositionspraxis und Rezeption / A. Stolberg // Keym S. (Hrsg.). Motivisch-thematische Arbeit als Inbegriff der Musik: Zur Geschichte und Problematik eines „deutschen“ Musikdiskurses. – Hildesheim ; Zürich ; New York : Georg Olms, 2015. – S. 69–83.

Süskind, P. Der Kontrabaß / P. Süskind. – Zürich : Diogenes, 1997. – 96 S.

Weigel, A. „ruckworts gegen den Strom der Zeilen“. Lese-Notizen (I) zu Hans Wollschlägers Herzgewächse oder der Fall Adams. Erstes Buch. Bd. 1 / A. Weigel. – Frankfurt a. M. : Bangert & Metzler, 1992. – 187 S.

Weigel, A. „ruckworts gegen den Strom der Zeilen“. Lese-Notizen (I) zu Hans Wollschlägers Herzgewächse oder der Fall Adams. Erstes Buch. Bd. 2 / A. Weigel. – Frankfurt a. M. : Bangert & Metzler, 1994. – 264 S.

Weymann, U. Intermediale Grenzgänge: ‚Das Gespräch der drei Gehenden’ von Peter Weiss, ‚Gehen’ von Thomas Bernhard und ‚Die Lehre der Sainte-Victoire‘ von Peter Handke / U. Weymann. – Heidelberg : Universitätsverlag WINTER, 2007. – 321 S.

Wittgenstein, L. Philosophischen Untersuchungen. English & German / L. Wittgenstein. – 2nd ed. rept. – Cornwall : Blackwell Publishers, 1991. – 272 p.

Wollschläger, H. Wiedersehen mit Dr. F.: Beim Lesen in letzter Zeit / H. Wollschläger. – Göttingen : Wallstein Verlag, 1997. – 47 S.

Zima, P. V. Der europäische Künstlerroman: Von der romantischen Utopie zur postmodernen Parodie / P. V. Zima. – Tübingen u. Basel : A. Francke, 2008. – 517 S.

Zümner, R. Lyrik. Umriss und Begriff / R. Zümner. – Padeborn : mentis, 2009. – 232 S.