Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-21
Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме использования художественных текстов при обучении русскому языку как иностранному, а именно адаптации их формы и содержания при решении лингводидактических задач. Обращаясь к материалам учебного комплекса «ВОСТОК» (учебник русского языка для китайских студентов), авторы статьи выделяют некоторые примеры адаптации текста русской художественной литературы с целью их последующего анализа и оценки. В ходе исследования применялись методы анализа и синтеза, обобщения, систематизации и сравнения, а также метод анализа смысловой структуры текста и лингвокультурного комментирования. Основной научной гипотезой стал тезис об искажении авторского замысла и смещении смысловых акцентов художественных произведений при их языковой, текстовой и жанровой адаптации. Результаты работы подтвердили основную гипотезу с открытым вопросом о критериях, определяющих масштабы и специфику адаптации. В статье подчеркивается, что составители учебников нередко подвергают текст существенной (тотальной) трансформации, используя его лишь как средство обучения русскому языку, что приводит к искажению представления о литературном произведении, его идейном, жанровом и языковом своеобразии. В заключении указывается на необходимость развития теории и практики оптимальной адаптации художественного текста, с одной стороны – учитывающей лингводидактические задачи, с другой – сохраняющей основные жанровые, концептуальные, лексические и грамматические особенности текста литературного произведения.
Ключевые слова: Лингводидактика; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; китайские студенты; художественные тексты; адаптация художественного текста; приемы адаптации текста; учебные комплексы.

Для цитирования:

Дзюба, Е. В. Художественный текст в учебнике РКИ: объект изучения или средство обучения? / Е. В. Дзюба, Ю. Г. Ткаченко // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 243-254. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-21.

For citation

Dziuba, E. V., Tkachenko, Yu. G. (2020). Fiction Text in the Textbook of Russian as a Foreign Language: an Object of Study Or a Means of Learning?. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 243-254. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-21.

Об авторе (авторах) :

Дзюба Е. В.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3833-516X

Ткаченко Ю. Г.

Московский городской педагогический университет (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-5369-9594

Список литературы:

Бабенко, Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика : учебник ; практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. – М. : Флинта ; Наука, 2003. – 496 с.

Болдырева, Е. М. Преподавание русской литературы в китайском университете: из опыта работы / Е. М. Болдырева // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 1 (106). – С. 85–92.

Ван, С. Формирование образа России на занятиях по русскому языку как иностранному в китайской аудитории (на материале учебного комплекса «Восток») / С. Ван, А. В. Курьянович // Когнитивные стратегии филологического образования в России и за рубежом : сборник научных статей. Вып. II / Уральский государственный педагогический университет ; главные редакторы Е. В. Дзюба, С. А. Еремина. – Екатеринбург : [б. и.], 2020. – С. 20–27.

Восток : учебник по русскому языку : в 8 ч. Ч. 3 / гл. ред. Ши Те Цян. – Пекин : Изд-во иностранных языков и исследований, 2009. – 288 с. 史铁强. «东方:俄语教材 3» 共八册. – 北京:外语教学与研究出版社,2009. 288 页.

Восток : учебник по русскому языку : в 8 ч. Ч. 4 / гл. ред. Ши Те Цян. – Пекин : Изд-во иностранных языков и исследований, 2010. – 280 с. 史铁强. «东方:俄语教材 4» 共八册. – 北京:外语教学与研究出版社,2010. 280 页.

Восток : учебник по русскому языку : в 8 ч. Ч. 5 / гл. ред. Ши Те Цян. – Пекин : Изд-во иностранных языков и исследований, 2011. – 225 с. 史铁强. «东方:俄语教材 5» 共八册. – 北京:外语教学与研究出版社,2011. 225 页.

Восток : учебник по русскому языку : в 8 ч. Ч. 6 / гл. ред. Ши Те Цян. – Пекин : Изд-во иностранных языков и исследований, 2012. – 217 с. 史铁强. «东方:俄语教材 6» 共八册. – 北京:外语教学与研究出版社,2012. 217 页.

Восток : учебник по русскому языку : в 8 ч. Ч. 7 / гл. ред. Ши Те Цян. – Пекин : Изд-во иностранных языков и исследований, 2013. – 161 с. 史铁强. «东方:俄语教材 7» 共八册. – 北京:外语教学与研究出版社,2013. 161页.

Восток : учебник по русскому языку : в 8 ч. Ч. 8 / гл. ред. Ши Те Цян. – Пекин : Изд-во иностранных языков и исследований, 2014. – 107 с. 大学俄语东方(新版)(8)(教师用书). 作者:蔡晖,Г.А. 巴拉诺娃(俄罗 斯)出版日期:2014. 107 页.

Довлатов, С. Д. Креповые финские носки / С.Д. Довлатов. – URL: http://www.sergeydovlatov.ru/ index.php?cnt=8&sub=5&part=1 (дата обращения: 21.01.2020). – Текст : электронный.

Достоевский, Ф. М. Зимние заметки о летних впечатлениях / Ф. М. Достоевский. – URL: https://ilibrary.ru/text/66/index.html (дата обращения: 21.12.2020). – Текст : электронный.

Дьякова, А. А. Преобразование информации в адаптированных текстах воздействующего типа / А. А. Дьякова. – Текст : электронный // Известия ВГПУ. – 2019. – № 4 (137). – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/preobrazovanie-informatsii-v-adaptirovannyh-tekstah-vozdeystvuyuschego-tipa (дата обращения: 06.01.2021).

Законы об образовании в Китайской народной республике. – URL: https://spbu.ru/sites/default/files/zakon_ob_obrazovanii_v_kitayskoy_narodnoy_respublike_rus.pdf (дата обращения: 21.12.2020). – Текст : электронный.

Коровина, В. Я. Литература. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций : в 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровин, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – М. : Просвещение, 2016. – 303 с.

Коротышев, А. В. Технология отбора и лингводидактической адаптации художественных текстов в целях обучения русскому языку как иностранному : дис. … канд. пед. наук / Коротышев А. В. – Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2017. – 236 с.

Кулибина, Н. В. Зачем, что и как читать на уроке : методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / Н. В. Кулибина. – Litres, 2020. – – URL: https://books.google.ru/bookshl=ru&lr=&id=h81DCgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT2&ots=uIYQ2ex_7a&sig=2KmXl7qPYxrnjgMsVIKSYeG3_w&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 10.01.2021). – Текст : электронный.

Липский, В. Н. Западноевропейская цивилизация и культура в мировосприятии Ф. М. Достоевского / В. Н. Липский // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 1. – С. 156–161.

Розмаинский, И. В. Неформальные институты планового социализма и их влияние в прозе Сергея Довлатова / И. В. Розмаинский. – Текст : электронный // JIS. – 2019. – № 2. – С. 110–121. – URL:https://cyberleninka.ru/article/n/neformalnye-instituty-planovogo-sotsializma-i-ih-vliyanie-v-proze-sergeyadovlatova (дата обращения: 10.01.2021).

Сборный словарь иностранных слов русского языка. – URL: https://classes.ru/all-russian/dictionaryrussian-foreign2-term-892.htm#:~:text=%7B (дата обращения: 21.12.2020). – Текст : электронный.

Тарева, Е. Г. Система культуросообразных подходов к обучению иностранному языку / Е. Г. Тарева. – Текст : электронный // Язык и культура. – 2017. – № 40. – С. 302–320. – URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sistema-kulturosoobraznyh-podhodov-k-obucheniyu-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 25.12.2020).

Толстой, А. Н. Русский характер / А. Н. Толстой. – URL: https://ilibrary.ru/text/4315/index.html (дата обращения: 25.01.2021). – Текст : электронный.

Хоу Цзюэ. Конфуцианство как этическая доминанта модернизации современного Китая : дис. … канд. филос. наук / Хоу Цзюэ. – Иваново, 2018. – 147 с.