Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-19
Аннотация: Статья посвящена проблемам смешанного обучения в языковом вузе. Материал статьи представляет собой краткий обзор немецкоязычной методической литературы по данному вопросу, а также результаты исследования, проведенного на базе Института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета. Актуальность исследования определяется современным уровнем развития электронных технологий в совокупности со стремлением системы образования к инновационным процессам, что диктует необходимость трансформации учебного процесса в образовательных организациях высшего образования и оптимизации управления временем самостоятельной подготовки студентов. Целью исследования стало определение теоретической и методологической основ смешанного обучения в вузе на основе анализа немецкоязычной методической литературы. Были уточнены основные понятия теории смешанного обучения, описаны основные модели смешанного обучения, такие как модель «перевернутый класс», ротация станций, гибкая модель (Flex), модель A la Carte. Проведено анкетирование, целью которого было выявить отношение студентов Института иностранных языков УрГПУ к смешанному обучению (здесь: Blended Learning) и оценить готовность студентов языкового вуза к электронному и смешанному обучению. На основе анализа методической литературы и результатов анкетирования были рассмотрены особенности реализации моделей смешанного обучения применительно к обучению иностранному языку и представлены четыре возможных сценария интеграции моделей смешанного обучения в процесс подготовки студентов языкового вуза. В основе сценариев лежат следующие принципы смешанного обучения: принцип дифференцированного обучения, принцип персонализации, принцип интерактивности и принцип самостоятельности обучающихся. Исследование подтвердило вывод о необходимости совершенствования эффективности использования электронных образовательных ресурсов в условиях информатизации высшего образования. Доля участия каждого автора в данном исследовании такова: Е. В. Макарова – 80%, Е. А. Иванова – 20%.
Ключевые слова: Смешанное обучение; языковое образование; высшее образование; информационные технологии; модели смешанного обучения; сценарии смешанного обучения; анкетирование.

Для цитирования:

Макарова, Е. В. Модели смешанного обучения в подготовке студентов языкового вуза / Е. В. Макарова, Е. А. Иванова // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 222-230. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-19.

For citation

Makarova, E. V., Ivanova, E. A. (2021). Blended Learning Models in the Training of Language Students. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 222-230. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-19.

Об авторе (авторах) :

Макарова Е. В.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-3653-4878

Иванова Е. А.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-0892-3750

Сроки публикации:

Дата поступления: 11.10.2021; дата публикации: 29.10.2021.

Список литературы:

Bell, G. (2005). Fremdsprachenlernen zwischen Medienverwahrlosung und Medienkompetenz. In Beiträge zu einer kritisch-reflektierenden Mediendidaktik. Frankfurt a.M.

Brash, B., Pfeil, A., Bärbel, A. (2017). Unterrichten mit digitalen Medien. Ernst Klett Sprachen, München.

Dziuban, C. D., Moskal, P. D., Hartman, J. (2005). Higher education, blended learning, and the generations: Knowledge is power. Needham, MA, Sloan Center for Online Education. URL: https://studylib.net/doc/ 7448397/higher-education-and-blended-learning--knowledge-is-power (mode of access: 25.09.2021).

Häfele, H., Maier-Häfele, K. (2008). 101 e-Le@rning Seminarmethoden. Methoden und Strategien für die Online- und Blended-Learning-Seminarpraxis. 3. überarb. Aufl., Bonn, Managerseminare Verlag. 360 p.

Heinrich, N. Hybrides Lernen – aber wie? URL: https://www.bpb.de/lernen/digitale-bildung/werkstatt/325751/ hybrides-lernen-aber-wie (mode of access: 25.09.2021).

Hybrid-Unterricht 101. Ein Leitfaden zum Blended Learning für angehende Lehrer:innen. (2020). Herausgeber, Tim Kantereit, Visual Ink Publishing. URL: www.visual-books.com (mode of access: 30.09.2021).

Klee, W., Wampfler, Ph., Krommer, A. (2021). Hybrides Lernen – Zur Theorie und Praxis von Präsenz- und Distanzlernen – Beltz.

Kranz, D., Lüking, B. (2005). Blended Learning – von der Idee zur Tat, vom Konzept zur Realisierung: Zwei Berichte aus der pädagogischen Praxis der Lehrerbildung. In Zeitschrift für Interkulturellen Fremdsprachenunterricht 10/1. Darmstadt. URL: https://ojs.tujournals.ulb.tu-darmstadt.de/index.php/zif/article/view/409.

Launer, R. (2008). Blended Learning im Fremdsprachenunterricht :Konzeption und Evaluation eines Modells. Inaugural-Dissertation zur Erlangung des Doktorgrades der Philosophie an der Ludwig-Maximilians-Universität München. URL: https://edoc.ub.uni-muenchen.de/8905/1/Launer_Rebecca.pdf (mode of access: 29.09.2021).

Meyer, H. (2004). Was ist guter Unterricht? Cornelsen Scriptor. 192 p.

Reinmann, G. (2005). Blended Learning in der Lehrerausbildung. Grundlagen für die Konzeption innovativer Lernumgebungen. Lengerich, Pabst Science Publishers. 279 p.

Roche, J. (2019). Medienwissenschaft und Mediendidaktik. Narr Francke Attempto Verlag, Tübingen. 356 p.

Rösler, D., Würffel, N. (2014). Lernmaterialen und Medien. Ernst Klett Sprachen, München. 351 p.

Sauter, A., Sauter, W., Bender, H. (2003). Blended Learning. Effiziente Integration von E-Learning und Präsenztraining. München. Schneider, S., Würffel, N. (2007). Kooperation & Steuerung. Fremdsprachenlernen und Lehrerbildung mit digitalen Medien. Tübingen, Narr. 244 p.

Schulmeister, R. (2003). Lernplattformen für das virtuelle Lernen: Evaluation und Didaktik. München u.a., Oldenbourg. 291 p.

Warkentin, N. Blended Learning in der Praxis: Modelle + Methoden im Überblick. URL: https://karrierebibel.de/ blended-learning (mode of access: 25.09.2021).