Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-03-18
Аннотация: Целью написания данной статьи является изучение идеи мультикультурализма как современной реалии и внедрения этих теоретических знаний в процесс обучения иностранному языку будущих юристов. Обращение к философии и культурологии позволяет глубже осознать воспитание и обучение как многоэтничные феномены, выявить эффективные стратегии мультикультурного иноязычного образования. Авторы статьи рассматривают процесс обучения иностранному языку студентов неязыкового вуза с позиции развития профессиональных компетенций в тесном контакте с зарубежными студентами в международных группах, обеспечивая понимание существования плюрализма и равноценности традиций и убеждений, имеющих место в университетских сообществах разных стран. Разводятся понятия мультикультурного и межкультурного образования: первое имеет отношение к идеям гуманизма и многообразия среди людей на планете, второе – к межэтническим отношениям. Обе идеи соединились в данном исследовании для усиления курса обучения английскому языку будущих юристов посредством внедрения практик взаимодействия с представителями юридических факультетов зарубежных университетов. Комбинация диалогического (коммуникация с партнерами по вопросам культурных различий в юридической сфере), компетентностного (развитие умений получения информации для решения юридических вопросов, учитывая этнические и национальные аспекты определенной страны) и социально-психологического (развитие социально-ориентированных и ценностно-ориентированных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических способностей) подходов доказала свою эффективность при внедрении разработанной процедуры профессионального взаимодействия между студентами в международных группах. Технология обучения, предложенная авторами, включает темы из сферы юриспруденции, обогащенные культурной информацией, работа над каждой из которых основана на трех компонентах: изучение материала, групповая коммуникация и сфокусированная на совместном проекте коммуникация в парах или мини-группах. Результаты показывают, что студенты – будущие международные юристы стали понимать, что к кажущимся нерешаемыми ситуациям можно найти конструктивный подход посредством международного взаимодействия и учитывая межэтнические характеристики проблемы. Доля участия в данном исследовании: Н. Н. Сергеевой – 30%; С. Н. Таюрской – 70%.
Ключевые слова: Мультикультурализм; мультикультурное образование; межкультурное образование; методика обучения иностранным языкам; принципы мультикультурного иноязычного образования; культурное разнообразие.

Для цитирования:

Сергеева, Н. Н. Мультикультурное обучение иностранному языку будущих юристов / Н. Н. Сергеева, С. Н. Таюрская // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №3. – С. 211-221. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-18.

For citation

Sergeeva, N. N., Tayurskaya, S. N. (2021). Multicultural Foreign Language Teaching of Future Lawyers. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №3. P. 211-221. DOI 10.51762/1FK-2021-26-03-18.

Об авторе (авторах) :

Сергеева Н. Н.

Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4606-4101

Таюрская С. Н.

Уральский государственный юридический университет (Екатеринбург, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9883-6118

Список литературы:

Балицкая, И. В. Развитие идей мультикультурного и гражданского образования / И. В. Балицкая // Образование и межнациональные отношения. Education and Interethnic Relations – IEIR. Ч. 2 / под ред. Э. Р. Хакимова. – Ижевск : Удмуртский университет, 2012. – С. 48–52.

Бессарабова, И. С. Мультикультурное образование в США: подходы к определению / И. С. Бессарабова. – Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/multikulturnoe-obrazovanie-v-ssha-podhody-k-opredeleniyu (дата обращения: 29.06.2018).

Борисов, А. А. «Политика признания» Чарльза Тэйлора и мультикультурализм. Избранные психологические труды / А. А. Борисов. – Текст : электронный // Толерантность и полисубъектная социальность. – 2001. – URL: http://hdl.handle.net.10995/49950 (дата обращения: 20.08.2021).

Волкова, Т. П. Теория мультикультурализма как синтез философских концепций либерализма и коммунитаризма : автореф. дис. … канд. филос. наук / Волкова Т. П. – Мурманск, 2008. – 28 с.

Галинская, И. Л. Трудный путь от мультикультурализма к интернационализму / И. Л. Галинская. – Текст : электронный // Вестник культурологии. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/e-a-paintrudnyy-put-ot-multikulturalizma-k-interkulturalizmu (дата обращения: 15.03.2020).

Глобалистика. Международный междисциплинарный энциклопедический словарь / отв. ред. И. И. Мазур, А. Н. Чумаков. – Москва ; Санкт-Петербург ; Нью-Йорк : Изд. центр «Елима» ; Издательский дом «Питер», 2006. – 1160 с.

Джуринский, А. Н. Концепции и реалии мультикультурного воспитания: сравнительное исследование: монографическое исследование: Педагогика / А. Н. Джуринский. – М. : Academia, 2008. – 304 с.

Жукова, Т. А. Мультикультурализм и образование: проблемы и перспективы / Т. А. Жукова, M. Schrenk. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2016. – № 5.6. – URL: https://moluch.ru/ archive/109/26987/ (дата обращения: 28.08.2021).

Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 2 / Я. А. Коменский ; под редакцией А. И. Пискунова [и др.]. – М. : Педагогика, 1982. – 576 с.

Миллер, Л. С. Развитие гуманистического мировоззрения студентов в процессе поликультурного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук / Миллер Л. С. – Владикавказ, 2008. – 24 с.

Простакишина, Н. П. Мультикультурализм и социокультурные проблемы интеграции / Н. П. Простакишина. – Текст : электронный // Молодой ученый. – 2014. – № 1 (60). – С. 306–308. – URL: https://moluch.ru/archive/60/8831/ (дата обращения: 15.07.2021).

Рыбаков, А. В. Мультикультурализм как социальная теория и политическая практика / А. В. Рыбаков, Д. А. Квон. – Текст : электронный // Власть. Политологические науки. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multikulturalizm-kak-sotsialnaya-teoriya-i-politicheskaya-praktika (дата обращения: 27.08.2021).

Сахарова, В. В. Мультикультурализм и проблемы интеграции иммигрантов / В. В. Сахаров. – Текст : электронный // Вестник СПбГУ. Политология. Международные отношения. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multiculturalizm-i-problemy-integratsii-immigrantov (дата обращения: 27.07.2021).

Cтаркова, Д. А. Способы преодоления трудностей межкультурной коммуникации в рамках занятий по Глобальному пониманию / Д. А. Старкова, Е. А. Рогова // Новое слово в методике : материалы десятой международной научно-практической конференции-форума. Екатеринбург, 14–15 мая 2020 года / Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург : [б. и.], 2020. – С. 109–116.

Стенищева, А. А., Влияние мультикультурализма на образование / А. А. Стенищева // Вестник Марийского государственного университета. – 2020. – Т. 14, № 3. – С. 312–319.

Супрунова, Л. Л. Поликультурное образование / Л. Л. Супрунова, Ю. С. Свиридченко. – М. : Academia, 2013. – 236 с.

Сыродеева, А. А. Поликультурное образование / А. А. Сыродеева. – Москва : МИРОС, 2001. – 200 с.

Шайхов, М. А. Педагогические условия оптимизации мультикультурного пространства в условиях Дагестана : автореф. дис. … канд. пед. наук / Шайхов М. А. – Махачкала, 2012. – 22 с.

Banks, J. A. Approaches to multicultural curriculum reform / J. A. Banks, C. A. M. Banks // Multicultural education: Issues and Perspectives. – Boston : Allyn & Bacon, 2001. – P. 225–246.

Banks, J. A. Multicultural Education: Development, Dimensions, and Challenges / J. A. Banks // Phi Delta Kappan. – 1993. – Vol. 75, No. 1.

Harris, A. Young People and Everyday Multiculturalism / A. Harris. – 2013. – DOI: 10.4324/9780203082980.

International Encyclopedia of Education / Editors in Chief: R. Tierney et al. – 3rd Edition. – Elsevier Science, 2009. – 8400 p. – URL: https://elsevier.com/books/international-encyclopedia-education-tiernry/9780-08-044894-7 (дата обращения: 14.07.2021). – Text : electronic.

Kymlicka, W. Multiculturalism: Success, Failure, and the Future / W. Kymlicka. – Text : electronic // Project: Transatlantic Council on Migration. – Washington, D.C. : Migration Policy Institute, 2012. – URL: https://researchgate.net/publication/268290572_Multiculturalism_Success_Failure_and_the_Future (дата обращения: 07.09.2021).