Рубрика: ТРАЕКТОРИИ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XX–XXI ВЕКОВ
Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2021-26-04-17
Аннотация: Особенности советской идеологии означают, что литературные произведения должны следовать определенному канону, отражающему позитивный образ советского общества. Стремясь отразить разнообразие и противоречия этого общества, многие писатели предпочитали делать упор на психологизм, тем самым также диверсифицируя форму литературных произведений. Детективные романы стали одним из видов советской социально-психологической прозы. Развитие детективной литературы, определяемой идеологической системой, обусловило появление ее специфических черт – акцент сместился с раскрытия преступной интриги на причины совершения преступления. В результате на первый план вышел социально-психологический контекст советского периода. Романы часто не заканчиваются раскрытием детективной интриги, а продолжаются до тех пор, пока не достигнут полной ясности о дальнейшей жизни персонажей и дополнительных сюжетных линиях, включая исторические, психологические и социально-экономические контексты. Цель исследования – проанализировать особенности латышского детективного романа советского периода и рассмотреть, как советская идеологическая система определила его развитие. В латышской литературе советского периода детективные романы занимают второстепенное место, поскольку в этом жанре работает относительно небольшое количество авторов; к тому же опубликованные работы не стали популярны у читателей. В это время только одному латышскому писателю – Андрису Колбергсу – удалось стать популярным, разработав свою версию социально-психологического детектива, используя послание, предлагаемое советской идеологией. Несмотря на то, что социально-психологические детективы Колбергса можно считать определенным исключением в развитии истории латышской литературы, они во многом соответствуют традициям русского советского социально-психологического детектива, который особенно интенсивно стал развиваться в 50–60 годы XX века.
Ключевые слова: Детективный роман; социально-психологический контекст; советский период; популярная литература

Для цитирования:

Романовская, А. Социально-психологические контексты советского периода в латышских детективных романах / А. Романовская // Филологический класс. – 2021. – Том 26 ⋅ №4. – С. 195–205. DOI 10.51762/1FK-2021-26-04-17.

For citation

Romanovska, A. (2021). Social and Psychological Contexts of the Soviet Period in Latvian Detective Novels. In Philological Class. 2021. Том 26 ⋅ №4. P. 195–205. DOI 10.51762/1FK-2021-26-04-17.

Об авторе (авторах) :

Романовска А.

Даугавпилсский университет (Даугавпилс, Латвия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7048-4352

Сроки публикации:

Дата поступления: 19.05.2021; дата публикации: 25.12.2021 (после доработки).

Список литературы:

Agejeva, M. G. (2014). Otrazhenie epokhi v proizvedeniyakh detektivnoi literatury [Reflection of the Era in the Works of Detective Literature]. In Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Istoriya i filologiya. No. 1, pp. 111–114.

Ascari, M. (2007). A Counter-History of Crime Fiction: Supernatural, Gothic, Sensational. London, Palgrave/Macmillan.

Badina, E. (2014). Detektīvstāsts no Edgara Alana Po līdz Arturam Konanam Doilam. Promocijas darba kopsavilkums. Daugavpils, DU Akadēmiskais apgāds “Saule”.

Berelis, G. (1999). Latviešu literatūras vesture. Rīga, Zvaigzne ABC. Berelis, G. Guntis Berelis vērtē: Latviešu detektīvs. Kura nav? URL: https://berelis.wordpress.com/2011/02/02/latvieu-detektivs-kura-nav.

Bourdieu, P. (1996). The Rules of Art. Genesis and Structure of the Literary Field. Stanford, Stanford University Press.

Briedis, R. (2001). Proza. 50.-70. gadi. In Latviešu literatūras vesture III. Rīga, Zvaigzne ABC, pp. 52–94.

Britikov, A. (1976). Detektivnaya povest’ v kontekste prikl’uchencheskikh zhanrov [A Detective Story in the Context of Adventure Genres]. In Kovaleva, V. A. (Ed.). Russkaya sovetskaya povest’ 20-30-kh godov. Leningrad, Nauka, pp. 408–452.

Brylla, W. (2015). Statt eines Vorwortes. Krimis sind eben nicht nur Krimis. In Facetten des Kriminalromans. Ein Genre zwischen Tradition und Innovation / Hg. von Eva Parra-Membrives, Wolfgang Brylla. Tübingen, Narr Francke Attempto Verlag GmbH, pp. 7–24.

Chern’ak, M. (2002). “Nashe vse”. Aleksandra Marinina v zerkale sovremennogo ironichnogo detektiva [“Our Everything”. Alexandra Marinina in the Mirror of a Modern Ironic Detectives]. In Trofimova, Yu. I. (Ed.). Tvorchestvo Aleksandry Malininoi kak otrazhenie sovremennoi rossiiskoi mental’nosti: sbornik statei. Moscow, INION RAN, pp. 69–82.

Clark, K. (2003). Socialist Realism and the Sacralising of Space. In Dobrenko, E. and Naiman, E. (Eds.). The Landscape of Stalinism: The Art and Ideology of Soviet Space. Seattle. London, The University of Washington Press, pp. 3–18.

Encyclopaedia Britannica. Detective story. URL: https://www.britannica.com/art/detective-story-narrative-genre. Fedorov, F. P. (1995). Romantizm i Bidermayer [Romanticism and Biedermeier]. In Russian Literature XXXVIII.
Vol. 38. No. 1.

Fine, G. A. (2012). Group Culture and the Interaction Order: Local Sociology on the Meso-Level. In Annual
Review of Sociology. No. 38, pp. 159–179. URL: https://ssrn.com/abstract=2106288 or http://dx.doi.org/10.1146/annurev-soc-071811-145518.

Gelder, K. (2004). Popular Fiction. The Logics and Practices of a Literary Field. Milton Park, Abingdon, Routledge.

Gulddal, J., King, S. and Rolls, A. (2019). Criminal Moves: Towards a Theory of Crime Fiction Mobility. In Gulddal, J., King, S. and Rolls, A. (Eds.). Criminal Moves. Modes of Mobility in Crime Fiction. Liverpool, Liverpool University Press,
pp. 1–24.

Jung, C. G. (1923). On the Relation of Analytical Psychology to Poetry. In Psychology and Psychotherapy. Vol. 3. No. 3, pp. 213–231.

Jung, C. G. (2011). Über das Phänomen des Geistes in Kunst und Wissenschaft. In Gesammelte Werke 1–20. Band 15.

Knapp, P. (1994). One World – Many Worlds: Contemporary Sociological Theory. 2nd edition. Harpercollins College Div,
pp. 228–246.

Knox, R. (1929). Ten Commandments for Detective Stories. In Harrington, H. and Knox, R. (Eds.). Best Detective Stories of the Year 1928. London, Faber and Faber.

Kolbergs, A. (1986). Automobilī rīta pusē. Rīga, Liesma. Kolbergs, A. (1994-1995). Kopotie raksti sešos sējumos.

Rīga, Aka. Millers, R. (2011). Artura Konana Doila piedzīvojumi. Rīga, Dienas grāmata.

Mills, C. W. (1959). The Sociological Imagination. New York, Oxford University Press.

Mills, C. W. (1963). Power, Politics and People. The collective essays of C. Wright Mills / ed. by I. H. Horowitz. New York, Oxford University Press.

Romanovska, A. (2020). Antons Austriņš’ Ouvre in Cultural Context. In Forum for World Literature Studies. Vol. 12. No. 3, pp. 357–370.

Skurbe, A. (2006). Andris Kolbergs. Rīga, Zinātne.

Todorov, T. (1977). The Typology of Detective Fiction. In The Poetics of Prose / transl. by R. Howard. Oxford, Basil Blackwell, pp. 42–52. Vail, P. and

Genis, A. (2013). 60-e. Mir sovetskogo cheloveka [60-e. World of the Soviet man]. Moscow, AST, CORPUS.

Van Dine, S. S. (1947). Twenty Rules for Writing Detective Stories. In H. Haycraft (Ed.). The Art of the Mystery Story. New York, The Universal Library, pp. 189–93.