Вам может быть интересно:
Архив журнала
Методические ресурсы для студентов-филологов на дистанте
- 882
- Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ШКОЛЕ И ВУЗЕ
- Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-03-12
Аннотация: Внедрение дистанционного обучения в вузах страны обусловливает необходимость анализа его результатов. Целью авторов было выявление эффективных форматов и технологий организации самостоятельной деятельности студентов-филологов при изучении методики преподавания литературы в условиях дистанционного обучения. Это своеобразный эксперимент, с одной стороны, и поиск методологии, с другой. Показаны приемы, активизирующие работу с методической периодикой, пособиями, цифровыми ресурсами, в том числе перевод информации в тексты новой природы с использованием визуальных средств и цифровых технологий. Рефлексия результатов обучения, проведенная в форме диалога студентов и преподавателей, обнаруживает значительное расширение представлений студентов о методике, ее креативном и ценностном потенциале, обогащение инструментария работы с информацией, возможности профессионального диалога, творческой самореализации будущего учителя. Определены условия, необходимые для эффективного обучения методике в дистанционном формате: смысловой, ценностный вектор в предъявлении учебного материала, определяемый его практической значимостью для будущего учителя, четкость в определении целей и задач, алгоритм выполнения заданий, системная организация самостоятельной работы студентов, которые пополняют свою методическую копилку, создаваемую на протяжении изучения всего курса, целенаправленно, продуктивно, последовательно, алгоритмично, конструктивно осваивая методические источники и материалы разных жанров и форматов, применяют цифровую грамотность, демонстрируют умение учиться в условиях дистанта. Принципиальна значимость диалога, обратной связи, рефлексии, живого, заинтересованного общения, понимания, доверия и поддержки во взаимоотношениях студентов и преподавателей. Статья адресована как студентам, так и педагогам вузов и представляет научный интерес для разработки новых дидактических векторов развития процесса образования в условиях дистанционного, гибридного обучения и цифровизации.
Ключевые слова: Методика преподавания литературы; методика литературы в вузе; студенты-филологи; информационно-коммуникационные технологии; информатизация образования; информационная образовательная среда; дистанционное обучение; дистанционные образовательные технологии; формы обучения; самообразование студентов; информационные методические ресурсы; обратная связь; рефлексия.
Для цитирования:
Терентьева, Н. П. Методические ресурсы для студентов-филологов на дистанте / Н. П. Терентьева, Е. О. Галицких // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №3. – С. 135-144. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-12.
For citation
Terentieva, N. P., Galitskikh, E. O. (2022). Methods Resources for e-Learning Students of Philology. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №3. P. 135-144. DOI 10.51762/1FK-2022-27-03-12.
Об авторе (авторах) :
Терентьева Н.П.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (Челябинск, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1386-6116
Галицких Е.О.
Вятский государственный университет (Киров, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-1145-3315
Сроки публикации:
Дата поступления: 21.06.2022; дата публикации: 31.10.2022.Список литературы:
Асмолов, А. Г. Сочтемся смыслами: антропологические изыскания помогают развиваться русской школе / А. Г. Асмолов. – URL: https://asmolovpsy.ru/ru/audio/356 (дата обращения: 19.06.2022). – Текст : электронный.
Бахтин, М. М. К философии поступка / М. М. Бахтин. – URL: http://philosophy.ru/library/bahtin/post.html (дата обращения: 19.06.2022). – Текст : электронный.
Богин, Г. И. Обретение способности понимать. Введение в филологическую герменевтику / Г. И. Богин. – URL: http://www.psy.az/lib.phpbook_id=379downlood=book (дата обращения: 19.06.2022). – Текст : электронный.
Браташ, В. С. Визуальные заметки (скетчноутинг) как инструмент трансформации учебного текста : дис. … канд. пед. наук / Браташ В. С. – СПб., 2020. – 365 с.
Галицких, Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности : учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Е. О. Галицких. – М. : Акад. Проект, 2004. – 233 c.
Галицких, Е. О. Чтение с увлечением: мастерские жизнетворчества / Е. О. Галицких. – М. : Библиомир, 2016. – 272 с.
Девтерова, З. Р. Методология реализации систем дистанционного обучения / З. Р. Девтерова. – Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 11. – С. 31–39. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodologiya-realizatsii-sistem-distantsionnogo-obucheniya/viewer (дата обращения: 25.09.2022).
Методика обучения литературе в школе : учебник для студентов филологических факультетов педагогических вузов : в 2 кн. Кн. 2 / под общ. ред. Н. М. Свириной. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – 304 с.
Педагогические технологии дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. – 3-е изд. – Москва : Издательство «Юрайт», 2020. – 392 с.
Тексты новой природы в образовательном пространстве современной школы : сборник материалов VIII международной научно-практической конференция «Педагогика текста», Санкт-Петербург, 21 октября 2016 г. / под ред. Т. Г. Галактионовой, Е. И. Казаковой. – СПб. : Издательство «Лема», 2016. – 118 с.
Федоров, О. Д. Читательский портрет современного молодого российского учителя / О. Д. Федоров // Непрерывное образование. – 2017. – № 1 (19). – С. 73–76.
Ходырева, Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество / Е. А. Ходырева. – Киров : Изд-во ВятГГУ, 2011. – 107 с.
Galitskikh, E. О. A Digital Model of the Organization of Individual Reading for Students Studying Pedagogy / E. О. Galitskikh, N. P. Terentyeva. – Text : electronic // ARPHA Proceedings. – 2020. – Vol. 3. – P. 661–668. – URL: https://ap.pensoft.net/article/22321/ (mode of access: 10.06.2022).
Sosnovskaya, I. V. Visualization Practices in Training Pedagogy Students / I. V. Sosnovskaya, N. I. Nikonova, S. Yu. Zalutskaya, N. P. Terentyeva, E. O. Galitskikh. – Text : electronic // Webology. – 2021. – Vol. 18, Special Issue on Computing Technology and Information Management. – URL: https://www>.webology.org/issue.php?volume=18&is- sue=49&page=4 (mode of access: 10.06.2022).