Article: PDF
DOI: 10.51762/1FK-2022-27-01-06
Аннотация: В работе реконструируется влияние семиотических исследований Ю. М. Лотмана на формирование проблематики и научного аппарата современной («пост-классической») мультимедиальной нарратологии, связанной с именами Ж. Женетта, П. Рикёра, В. Шмида и др. В частности, обсуждается зарождение научного интереса к кинонарративу, оказавшему немалое воздействие также и на литературоведческую нарратологию, обогатив ее конструктивным понятием «повествовательного кадра». В центре внимания статьи – сюжетологические изыскания Лотмана, в особенности концепция «сюжетных текстов» культуры в их оппозиции к «бессюжетным текстам». Особое значение придается разграничению сюжета и мифа, продолжившему разыскания О. М. Фрейденберг в области происхождения наррации. Раскрывается первопроходческая роль Лотмана в освоении научных категорий «нарративная картина мира» и «нарративное событие». Выявляется место лотмановского научного наследия в осмыслении нарративных практик как орудия ментального освоения жизни, накопления и ретрансляции событийного опыта, а также в зарождении и развитии современного проекта исторической нарратологии.
Ключевые слова: Нарратология; кинонарратив; мифы; сюжетные тексты; нарративные события; интриги; нарративная картина мира; литературоведы.

Для цитирования:

Тюпа, В. И. Ю. М. Лотман и современная нарратология / В. И. Тюпа // Филологический класс. – 2022. – Том 27 ⋅ №1. – С. 55-62. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-06.

For citation

Tiupa, V. I. (2022). Yu. M. Lotman and Contemporary Narratology. In Philological Class. 2022. Том 27 ⋅ №1. P. 55-62. DOI 10.51762/1FK-2022-27-01-06.

Об авторе (авторах) :

Тюпа В. И.

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-1688-2787

Сроки публикации:

Дата поступления: 16.02.2022; дата публикации: 30.03.2022

Список литературы:

Асмус, В. Ф. Чтение как труд и творчество / В. Ф. Асмус // Вопросы теории и истории эстетики. – М. : Искусство, 1968. – С. 55-68.

Бахтин, М. М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 6 / М. М. Бахтин. – М. : Языки славянской культуры, 2002. – 800 с.

Бахтин, М. М. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 1 / М. М. Бахтин. – М. : Языки славянской культуры, 2003. – 960 с.

Гегель, Г. В. Ф. Эстетика. Т. 3 / Г. В. Ф. Гегель. – М. : Искусство,1971. – 624 с.

Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. – М. : Искусство, 1970. – 387 с.

Лотман, Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении / Ю. М. Лотман // Статьи по типологии культуры. Вып. 2. – Тарту, 1973. 

Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь / Ю. М. Лотман. – М. : Просвещение, 1988. – 352 с.

Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. – М. : Языки славянской культуры, 1999. – 465 с.

Лотман, Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики [Таллинн 1973] / Ю. М. Лотман // Об искусстве. – СПб. : Искусство-СПб, 2005.

Рикёр, П. Время и рассказ : в 2 т. Т. 1 / П. Рикёр. – М. ; СПб. : Университетская книга, 1998. – 313 с.

Рикёр, П. Время и рассказ : в 2 т. Т. 2 / П. Рикёр. – М. ; СПб. : Университетская книга, 2000. – 224 с.

Топоров, В. Н. Древо мировое / В. Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. – М., 1991. – С. 398-406.

Тюпа, В. И. Горизонты исторической нарратологии / В. И. Тюпа. – СПб. : Алетейя, 2021. – 271 с.

Фрейденберг, О. М. Происхождение наррации (1945) / О. М. Фрейденберг // Миф и литература древности. – М., 1978. – С. 262-285.

Фрейденберг, О. М. Происхождение литературной интриги (Публикация Ю. М. Лотмана) / О. М. Фрейденберг // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 308 (Труды по знаковым системам VI). – Тарту, 1973. – С. 497-512.

Шмид, В. Нарратология / В. Шмид. – М. : Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.

Fludernik, M. The Diachronization of Narratology / M. Fludernik // Narrative. – 2003. – Vol. 11, No. 3, October.

Perelman, Ch. La nouvelle rhetorique / Ch. Perelman, L. Olbrechts-Tyteca. – Paris, 1958.

Pier, J. Narratologies contemporaines: approches nouvelles pour la théorie et l'analyse du récit / Sous la dirrection de John Pier et Francis Berthelot / J. Pier. – Paris : Archives contemporaines, 2010. – 274 p.