Вам может быть интересно:
Архив журнала
Технологии лингвистического обучения в неязыковом вузе
- 574
- Article: PDF
Аннотация: В статье представлен анализ специфики преподавания дисциплины «Профессиональный иностранный язык» магистрантам в неязыковом вузе. Представлен обзор российской и зарубежной литературы по вопросам содержания и методического обеспечения образовательного процесса, проанализированы особенности формирования и совершенствования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции у магистрантов-нелингвистов. На основе анкетирования и интервьюирования магистрантов экономических специальностей первого года обучения и анализа полученных в ходе анкетирования и устного интервью данных об использовании ими иностранного языка в профессиональной деятельности составлен «портрет» магистранта экономического вуза, проведен анализ востребованности английского языка в процессе решения магистрантами профессиональных задач, выявлены их потребности в получении знаний, навыков и умений по профилю дисциплины «Профессиональный иностранный язык». Результаты исследования подтвердили низкий уровень владения магистрантами как устной, так и письменной английской речью. Респонденты, участвующие в опросе, объективно оценивают свой уровень сформированности иноязычной коммуникативной компетенции: данные самооценки их знаний, навыков и умений совпали с оценками преподавателей, работающих в группах испытуемых. Наибольшую трудность при освоении дисциплины «Профессиональный иностранный язык» у опрошенных студентов вызвали задания по аудированию и говорению, а к числу наименее сложных заданий респонденты отнесли чтение и письмо. Анализ показал, что большая часть магистрантов (67%) никогда не использовали английский язык для решения профессиональных задач. 36% участников эксперимента, осознающих важность владения профессионально ориентированной иноязычной коммуникативной компетенцией, испытывали затруднения при приеме на работу или на рабочем месте, вызванные неумением осуществлять устную или письменную коммуникацию на английском языке. Результаты анкетирования показали, что все навыки владения английским языком (письмо, говорение, чтение и восприятие на слух) являются востребованными у третьей части магистрантов, специализирующихся в области экономики, среди которых оказались сотрудники как международных, так и российских средних и крупных компаний. Статистическая взаимосвязь между местом работы респондентов и их опытом использования английского языка для решения профессиональных задач выявлена не была. В статье также представлен план обучения, включающий технологию деловой игры, образовательную технологию цифрового рассказа и технологию обучения в сотрудничестве, каждая из которых направлена на удовлетворение потребностей магистрантов, выявленных в ходе опроса. Их внедрение в процесс обучения позволит эффективнее развивать коммуникативную компетенцию путем участия студентов в различных мероприятиях на иностранном языке, например, в Евразийском экономическом форуме молодежи.
Полученные результаты могут стать основой для детального изучения проблемы повышения мотивации к изучению иностранного языка в условиях, когда спрос на применение языковых знаний, навыков и умений в профессиональной деятельности является сравнительно низким.
Ключевые слова: профессиональный иностранный язык; магистранты; профессионально ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция; неязыковой вуз; анкетирование
Для цитирования:
Макарова, Е. Н. Технологии лингвистического обучения в неязыковом вузе / Е. Н. Макарова, Н. А. Гончарова // Филологический класс. – 2023. – Том 28 ⋅ №2. – С. 205-219.
For citation
Makarova, E. N., Goncharova, N. A. (2023). Algorithm of Language Education at Non-Linguistic University. In Philological Class. 2023. Том 28 ⋅ №2. P. 205-219.
Об авторе (авторах) :
Макарова Е. Н.
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4439-5521
Гончарова Н. А.
Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-3193-5864
Сроки публикации:
Дата поступления: 16.03.2023; дата публикации: 30.06.2023Список литературы:
Баликоева, М. И. Организация самостоятельной работы магистрантов по иностранному языку в рамках профессионально-ориентированного обучения / М. И. Баликоева, В. П. Рубаева // Мир науки. – 2016. – Т. 4, № 3. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PDMN316.pdf (дата обращения: 15.02.2023).
Бахматова, Т. Г. Востребованность и результативность инновационных образовательных технологий: результаты качественного исследования / Т. Г. Бахматова, А. А. Ольшевская // Известия Байкальского государственного университета. – 2022. – Т. 32, № 2. – С. 415–422. – DOI: 10.17150/2500-2759.2022.32(2).415-422.
Воронова, Е. Н. Образовательные технологии с применением ИКТ и интернета в обучении иностранному языку в вузе / Е. Н. Воронова // Перспективы науки и образования. – 2018. – № 3 (33). – С. 347–350.
Денисенко, Ф. Н. Моделирование ситуаций профессиональной коммуникации в обучении иностранному языку магистрантов инженерных специальностей / Ф. Н. Денисенко, О. Н. Финогенова // Russian Journal of Education and Psychology. – 2021. – Т. 12, № 5. – С. 66–85. – DOI: 10.12731/2658-4034-2021-12-5-66-85.
Егорова, О. А. Специфика моделирования и использования кейсов при обучении английскому языку магистрантов естественно-научных факультетов / О. А. Егорова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (155). – С. 50–54.
Зеленина, Л. Е. Отбор методического материала для обучения магистрантов ведению научной дискуссии на иностранном языке / Л. Е. Зеленина, Е. М. Колесова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 5. – С. 87–91. – DOI: 10.26170/po18-05-13.
Идилова, И. С. Личностный подход при формировании умений аудирования у магистрантов в неязыковом вузе / И. С. Идилова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – № 2 (796). – С. 164–176.
Коканова, Е. С. Из опыта работы базовой кафедры переводческой компании в Северном (Арктическом) федеральном университете / Е. С. Коканова, М. В. Берендяев, Н. Ю. Куликов, А. С. Епимахова // Вопросы методики преподавания в вузе. – 2020. – Т. 9, № 33. – С. 96–109. – DOI: 10.18720/HUM/ISSN2227-8591.33.08.
Макарова, Е. Н. Развитие фонетических навыков у студентов неязыкового вуза в эпоху глобализации / Е. Н. Макарова // Гуманитарно-педагогические исследования. – 2022. – Т. 6, № 2. – С. 19–28. – DOI: 10.18503/2658-3186-2022-6-2-19-28.
Минакова, П. С. Формирование профессиональных иноязычных коммуникативных компетенций у магистрантов технических направлений / П. С. Минакова, Н. А. Роговая, Л. А. Шегай // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2019. – № 1 (233). – С. 69–77.
Николаев, В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности / В. К. Николаев // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 2. – С. 149–166. – DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166.
Семушина, Е. Ю. Использование дистанционных технологий для осуществления дифференцированного подхода к обучению студентов вуза иностранному языку / Е. Ю. Семушина. – Текст : электронный // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 5. – URL: https://science-education.ru/article/view?id=30089 (дата обращения: 15.02.2023). – DOI: https://10.17513/spno.30089.
Сидорова, Л. В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов неязыковых вузов / Л. В. Сидорова, Е. К. Тимофеева, П. Н. Жондоров // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 6 (54). – С. 242–256. – DOI: 10.32744/pse.2021.6.16.
Солодихина, М. В. Развитие критического мышления магистрантов с помощью STEM-кейсов / М. В. Солодихина, А. А. Солодихина // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 3. – С. 125–153. – DOI: 10.17853/1994-5639-2019-3-125-153.
Червонный, М. А. Наставничество, практики освоения профессиональных действий и профессиональные контакты для выпускников физико-математического факультета: результаты эмпирического исследования / М. А. Червонный // Научно-педагогическое обозрение. – 2018. – № 4 (22). – С. 215–225. – DOI: 10.23951/2307-6127-2018-4-215-225.
Шерехова, О. М. Формирование академической грамотности у магистрантов в процессе изучения иностранного языка в сфере профессиональной коммуникации / О. М. Шерехова // Высшее образование в России. – 2022. – Т. 31, № 5. – С. 150–166. – DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-5-150-166.
Akbari, Z. The study of EFL students’ perceptions of their problems, needs and concerns over learning English: the case of MA paramedical students / Z. Akbari // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2016. – Vol. 232. – P. 24–34. – DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.10.006.
Atamanova, I. V. An educational technology for developing professionally-oriented EFL communicative competence: its acmeological potential / I. V. Atamanova, S. A. Bogomaz, N. V. Kozlova, V. I. Kashirina // Procedia – Social and Behavioral Sciences. – 2015. – Vol. 200. – P. 236–242. DOI: 10.1016/j.sbspro.2015.08.058.
Doghonadze, N. Development of soft skills while teaching English to master’s students / N. Doghonadze, M. Zoranyan // Journal of Education in Black Sea Region. – 2021. – Vol. 6, No. 2. – P. 137–147. – DOI: 10.31578/jebs.v6i2.238.
Elsakova, R. Z. Retrospective analysis of future masters’ training for professional communication in the scientific community / R. Z. Elsakova // Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. – 2020. – Vol. 12, No. 2. – P. 73–81. – DOI: 10.14529/ped200207.
Grijalvo, M. Computer-based business games in higher education: A proposal of a gamified learning framework / M. Grijalvo, A. Segura, Y. Núñez // Technological Forecasting and Social Change. – 2022. – Vol. 178. – P. 121597. – DOI: 10.1016/j.techfore.2022.121597.
Huang, Y. Applying a business simulation game in a flipped classroom to enhance engagement, learning achievement, and higher-order thinking skills / Y. Huang, L. Silitonga, T. Wu // Computers & Education. – 2022. – Vol. 183. – P. 104494. – DOI: 10.1016/j.compedu.2022.104494.
Makarova, E. International research activities and harmonious development of student’s personality / E. Makarova, H. Ochilova // E3S Web of Conferences. – 2021. – Vol. 291. – P. 05039. – DOI: 10.1051/e3sconf/202129105039.
Pirozhkova, I. Higher education for sustainable development: research-based learning (the case of the Ural State University of Economics) / I. Pirozhkova // E3S Web of Conferences. – 2021. – Vol. 296. – P. 08024. – DOI: 10.1051/e3sconf/202129608028.
Tsyganova, L. V. Game technologies as a means of increasing the educational motivation of university students / L. V. Tsyganova, Y. V. Zubkova, N. V. Bystrova [et al.] // Propositos y Representaciones. – 2021. – Vol. 9, No. S1. – P. 808. – DOI: 10.20511/pyr2021.v9nSPE1.808.