Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-2-96-104
Аннотация: Статья посвящена экспликации мифопоэтических изобразительных кодов в рассказе В. П. Астафьева «Зорькина песня» (из цикла «Последний поклон»). Впервые рассматриваются особенности воплощения солярно-хтонического мифа и его базовых образно-смысловых координат в художественной парадигме произведения. Работа опирается на методологические принципы мифопоэтического, структурно-семантического, системно-сопоставительного анализа текста. Исследование обнаруживает, что в мифологизированной реальности рассказа нашли отражение архаические пласты народной культуры, как славянской, так и общемировой. В основе воссоздаваемой в произведении картины мира лежит космогоническая оппозиция Хаос – Космос, инкарнированная в тексте через ряд символических и знаковых деталей, аллюзий, через семантические коннотации и смысловые обертоны, порождаемые ключевыми мотивными комплексами, связанными с образами «зорькиной песни», «тумана», Фокинской речки, Енисея, а также с главными героями – мальчиком и его бабушкой. В статье дается развернутая интерпретация семантики названных природных образов как инвариантных проекций элементов космогонического мифа, что позволяет объяснить их миромоделирующие функции в произведении. Обнаруживаются также их смысловые корреляции с рядом архетипических мотивов, особо значимых в славянской и мировой духовной традиции: с мифологемой речи / говорения как демиургической силы, с первообразом Матери Сырой Земли, с хронотопом границы между экзистенциальными сферами мироздания, с амбивалентностью оппозиции созидание – разрушение. Ключевыми в данной ассоциативно-символической парадигме являются астафьевские мифологемы «зорькиной песни» и Фокинской речки, олицетворяющие энергии солярно-хтонического равновесия, необходимого для экзистенциальной гармонии и устойчивости универсума, в том чисел и мира человеческого. Анализ параллелей между данной концепцией и теорией «основного мифа» приводит к выводу, что в изображении Астафьева (а также в соответствии с опытом народного миросозерцания и с логикой природно-космического бытия) условием и источником гармонии мира является не победа Космоса над Хаосом, а их сбалансированное взаимодействие – как диалектика динамического единства противоположных начал.
Ключевые слова: В. П. Астафьев; «Последний поклон»; рассказ «Зорькина песня»; солярно-хтонический миф; «основной миф»; оппозиция Хаос – Космос; символ; аллюзия; парадигма; контекст

Для цитирования:

Ибатуллина, Г. М. Солярно-хтонический миф в рассказе В. П. Астафьева «Зорькина песня» / Г. М. Ибатуллина. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 2. – С. 96-104. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-96-104.

For citation

Ibatullina, G. M. (2025). Solar-Chthonic Myth in the Story “Zorka’s Song” by V. P. Astafyev. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 2. P. 96-104. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-96-104.

Об авторе (авторах) :

Ибатуллина Г. М.

Уфимский университет науки и технологий,
Стерлитамакский филиал (Стерлитамак, Россия)

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9016-760X

Сроки публикации:

Дата поступления: 03.04.2025; дата публикации: 30.06.2025

Список литературы:

Айтматов, Ч. Т. Собрание сочинений : в 3-х т. Т. 2. Повести. Роман / Ч. Т. Айтматов. – М. : Молодая гвардия, 1983. – 495 с.

Античные мыслители об искусстве / под ред. В. Ф. Асмуса. – М. : Искусство, 1938. – 402 с.

Астафьев, В. П. Собрание сочинений : в 15 т. Т. 4. Последний поклон: Повесть в рассказах. Кн. 1, 2 / В. П. Астафьев. – Красноярск : ПИК «Офсет», 1997. – 464 с.

Афанасьев, А. Н. Мифы древних славян / А. Н. Афанасьев. – М. : РИПОЛ Классик, 2014. – 290 с.

Вестбрук, Ф. Дионис и дионисийская трагедия: Вячеслав Иванов. Филологические и философские идеи о дионисийстве / Ф. Вестбрук. – München : Verlag Otto Sagner, 2009. – 314 с.

Волошин, М. А. Аполлон и мышь / М. А. Волошин // Волошин М. А. Лики творчества. – М. : Наука, 1988. – С. 96–111.

Дорогайкина, Е. М. Зоономинации как объект лингвистического исследования / Е. М. Дорогайкина // Теоретическая и прикладная лингвистика. – 2019. – № 5 (3). – С. 53‒66.

Железова, О. В. Повесть В. П. Астафьева «Последний поклон» в современных литературоведческих исследованиях / О. В. Железова // Филология и культура. – 2020. – № 1 (59). – С. 177–182. – DOI: 10.26907/2074-0239-2020-59-1-177-182.

Ибатуллина, Г. М. Архетипический сюжет инициации в рассказе В. П. Астафьева «Далекая и близкая сказка» / Г. М. Ибатуллина // Проблемы исторической поэтики. – 2022. – Т. 1, № 1. – С. 339–359. – DOI: 10.15393/j9.art.2022.9362.

Иванов, В. И. Дионис и прадионисийство / В. И. Иванов. – СПб. : Алетейя, 2000. – 341 с.

Иванов, Вяч. Вс. Исследования в области славянских древностей / Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров. – М. : Наука, 1974. – 342 с.

Калимуллин, И. И. Особенности мифопоэтики детства в книге В. Астафьева «Последний поклон» / И. И. Калимуллин // Современное общество, образование и наука : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов, 31 июля 2013 г. – Тамбов : Консалтинговая компания «Юком», 2013. – С. 71–73.

Канева, Т. С. Народно-певческая культура Овсянки: опыт комментирования песенных цитат «Последнего поклона» В. П. Астафьева / Т. С. Канева // Традиционная культура. – 2024. – Т. 25, № 2. – С. 122–136. – DOI: 10.26158/TK.2024.25.2.011.

Лосев, Α. Φ. Мифология греков и римлян / А. Ф. Лосев. – М. : Мысль, 1996. – 975 с.

Лосев, А. Ф. История античной эстетики: ранняя классика / А. Ф. Лосев. – М. : АСТ, 2000. – 624 с.

Маковский, М. М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М. М. Маковский. – М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1996. – 416 с.

Матюшова, З. Лирическая тональность прозы: «Последний поклон» Виктора Астафьева / З. Матющова // Новая русистика. – 2023. – № 2. – С. 5–14. – https://doi.org/10.5817/NR2023-2-1.

Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2-х т. Т. 1: А – К / гл. ред. С. А. Токарев. – М. : Советская энциклопедия, 1991. – 671 с.

Мифы народов мира. Энциклопедия : в 2-х т. Т. 2: К – Я / гл. ред. С. А. Токарев. – М. : Советская энциклопедия, 1992. – 719 с.

Неверович, Г. А. Архетипическая мифологема «свой / чужой / другой» в художественном мире детства деревенской прозы (В. П. Астафьев. «Далекая и близкая сказка») / Г. А. Неверович // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 4 (58). – С. 33–35.

Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше. – СПб. : Азбука ; Азбука-Аттикус, 2022. – 224 с.

Славянская мифология. Энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Толстая. – М. : Международные отношения, 2002. – 512 с.

Толковый словарь русского языка / под ред. Д. В. Дмитриева. – М. : Астрель ; АСТ, 2003. – 1582, [2] с.

Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности / О. М. Фрейденберг. – М. : Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. – 800 с.