Вам может быть интересно:
Архив журнала
Уметь писать: опыт реализации элективного курса
- 20
- Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-2-177-185
Аннотация: В статье обобщается опыт реализации элективного курса «Пишем для публики: творческий практикум» в Тюменском государственном университете. Этот курс предназначен для студентов всех направлений бакалавриата и включает практическое знакомство студентов со средствами художественной выразительности и композиционными приемами, а также создание журналистских и художественных текстов. В обзоре литературы сравниваются подходы зарубежных и отечественных университетов, а также подходы профессионального обучения и курсов креативного письма, предназначенных для всех. В практической части описывается опыт комбинирования этих подходов. В то время как программы отечественных курсов обучения письму как общекультурной компетенции строятся с опорой на филологическое знание (этот подход можно назвать «филологическим»), в зарубежных курсах большое внимание уделяется самораскрытию, снятию писательского блока, поиску «собственного голоса» («психологический» подход). Разнообразие запросов и входных компетенций студентов требует сочетания этих подходов. В статье представлен опыт применения методов и приемов, описанных в литературе, а также подходов, заимствованных у коллег, преподающих аналогичные курсы.
Практика реализации курса показала применимость следующих принципов. Принцип постепенного расширения аудитории – продвижение от письма «для себя» или «для малой группы» к письму для публикации. Этот принцип положен в основу структуры отдельного занятия и всего курса. Следующий принцип – движение от свободного приватного письма к письму сфокусированному, структурированному, c осознанным применением приемов и с учетом жанровых ограничений. Этот принцип отражается в структуре как отдельного занятия, так и всего курса. Структуру курса также определяет принцип движения от простых набросков, где фиксируются наблюдения за жизнью, к журналистским жанрам и затем к жанрам художественным. Структура практического занятия, в котором демонстрируется применение первого и второго принципов, раскрывается на примерах тем «Метафора» и «Жанры».
Ключевые слова: креативное письмо; элективный курс; творческие задания; метафора; жанр
Для цитирования:
Арбатская, Е. О. Уметь писать: опыт реализации элективного курса / Е. О. Арбатская. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 2. – С. 177-185. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-177-185.
For citation
Arbatskaya, E. O. (2025). I Can Write: Experience of Realization of an Elective Course. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 2. P. 177-185. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-177-185.
Об авторе (авторах) :
Арбатская Е. О.
Тюменский государственный университет (Тюмень, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-7599-6688
SPIN-код: 8282-3335
Сроки публикации:
Дата поступления: 05.11.2024; дата публикации: 30.06.2025Список литературы:
Арабов, Ю. Н. Жанр как машина эмоции (Начальные главы большой книги) / Ю. Н. Арабов. – М. : ВГИК, 2020. – 58 с.
Василевский, А. В. Поэт Дмитрий Воденников рассказал о «новой искренности» в поэзии и политике / А. В. Василевский // Новый мир. – 2024. – № 2. – URL: https://nm1925.ru/articles/2024/2-2024/periodika_2_2024/ (дата обращения: 24.10.2024).
Заболотнева, О. Л. Приемы развития навыков креативного письма обучающихся языковых специальностей / О. Л. Заболотнева, И. В. Кожухова // Концепт. – 2023. – № 5. – С. 108–125.
Калечиц, А. Креативное письмо. Ч. 1. Только начинаем / А. Калечиц, О. Макаровская. – СПб. : Златоуст, 2020. – 144 с.
Колесниченко, А. В. Основы журналистской деятельности : учебное пособие для вузов / А. В. Колесниченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2024. – 341 с.
Креативное письмо: курс по выбору. – М. : Высшая школа экономики, 2020. – URL: https://www.hse.ru/edu/courses/375312756 (дата обращения: 24.10.2024).
Лакофф, Дж. Метафоры, которыми мы живем : пер. с англ. / Дж. Лакофф, М. Джонсон ; под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. – М. : Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.
Левинзон, А. И. Креативное письмо: модель англоязычных стран в российской школе / А. И. Левинзон // Вопросы образования. – 2014. – № 1. – С. 25–45.
Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров / Ю. М. Лотман. – СПб. : Азбука ; Азбука Аттикус, 2016. – 448 с.
Мануйлова, И. В. Развитие творческого мышления студентов посредством технологии креативного письма / И. В. Мануйлова // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития. – Уфа, 2016. – C. 135–138.
Михайлова, И. Д. Изучение курса «Мышление и письмо» в педагогическом вузе: концепция и формы работы / И. Д. Михайлова // Русский язык в школе. – 2020. – Т. 81, № 4. – С. 94–103.
Николаева, О. А. Семинар поэзии: теория и практика / О. А. Николаева // Вестник Литературного института имени А. М. Горького. – 2020. – № 1. – С. 76–97.
Прокофьев, В. А. Креативное письмо: программа дисциплины / В. А. Прокофьев. – М. : Высшая школа экономики, 2007. – URL: https://textarchive.ru/c-1940599.html (дата обращения: 24.10.2024).
Сабурова, С. В. Учебная дисциплина «Мышление и письмо» в подготовке бакалавров / С. В. Сабурова // Проблемы современного филологического образования. – 2020. – С. 311–317.
Сондерс, Дж. Купание в пруду под дождем / Дж. Сондерс. – М. : Inspiria, 2022. – 512 с.
Шеффер, Ж.-М. Что такое литературный жанр? / Ж.-М. Шеффер ; пер. с франц. С. Н. Зенкина. – М. : Едиториал УРСС, 2010. – 192 с.
Dunagan, J. The Biology of Disinformation Memes: Media Viruses, and Cultural Inoculation / J. Dunagan, D. Rushkoff, D. Pescovitz // IFTF. – 2018. – URL: https://www.iftf.org/projects/biology-of-disinfo/ (mode of access: 24.10.2024).
Graham, P. Writes and Write – nots / P. Graham. – 2024. – URL: https://www.paulgraham.com/writes.html (mode of access: 09.01.2025).
Graves, D. H. Writing: Teachers and Children at Work / D. H. Graves. – Exeter, 1983. – 340 p.
Mokhtari, T. The Bloomsbury Introduction to Creative Writing / T. Mokhtari. – London : Bloomsbury Academic, 2019. – 296 p.
Murray, D. M. Teach Writing as a Process Not Product / D. M. Murray // Cross-Talk in Comp Theory: A Reader / ed. by V. Villanueva, Jr. – Washington State University, 1997. – P. 3–7.
Nicholes, J. Creative Writing Across the Curriculum: Defining and Illustrating a Method for STEM/Humanities Integration / J. Nicholes // Writing STEAM. – Routledge, 2022. – P. 146–163.
Niloy, A. C. Is Chatgpt a menace for creative writing ability? An experiment / A. C. Niloy, S. Akter, N. Sultana et al. // Journal of computer assisted learning. – 2024. – Vol. 40 (2). – P. 919–930.
Rushkoff, D. Media Virus!: Hidden Agendas in Popular Culture / D. Rushkoff. – New York : Ballantine Books, 2010. – 345 p.
Vanderslice, S. Teaching Creative Writing: The Essential Guide / S. Vanderslice. – London : Bloomsbury Publishing, 2024. – 178 p.
Vanderslice, S. Can Creative Writing Really be Taught?: Resisting Lore in Creative Writing Pedagogy / S. Vanderslice, R. Manery. – London : Bloomsbury Publishing, 2017. – 264 p.
Wyrick, J. Steps to Writing Well with Additional Readings / J. Wyrick. – 9th edition. – Belmont : Wadsworth Publishing, 2014. – 768 p.