Вам может быть интересно:
Архив журнала
Лингвистическая составляющая заданий в олимпиадах по русскому языку для школьников и студентов
- 12
- Article: PDF
DOI: 10.26170/2071-2405-2025-30-2-186-193
Аннотация: В статье рассматривается процесс подготовки и проведения олимпиад по русскому языку для школьников и студентов колледжей в Уральском государственном педагогическом университете. Одна их них имеет статус региональной («Лингвистический квест»), другая – всероссийской («Русское слово»). Олимпиадное движение в России обладает выраженной полифункциональностью: способствует реализации научно-просветительских, мотивационных, прагматических целей. Олимпиадные задания разработаны на основе проективного метода, лингвистического анализа, сопровождаются ответами и методическим комментарием. Данная публикация обладает четкой лингвометодической направленностью, иными словами, разработанные олимпиадные задания описаны и прокомментированы с точки зрения языковой теории, специфики содержания школьного предмета «Русский язык», лингвистического анализа языковых явлений в школьной практике. Обобщен десятилетний опыт организации лингвистических олимпиад в Уральском государственном педагогическом университете, которые позволяют проверить не только базовые знания и умения участников по русскому языку, но и степень их языкового чутья, лингвистической интуиции, способности к решению лингвистических задач и текстопорождению. Сформулированы и представлены принципы разработки заданий для обозначенных олимпиад – содержательный, тематический, синхронно-диахронный, тестовый. Эти принципы позволили выработать адекватный вид олимпиадной серии – 30 заданий по всем разделам языкознания, синхронного и диахронного характера, иногда объединенных тематически. Мастер тестов позволяет создать задания закрытого (с выбором ответа, установлением соответствий и последовательности, на классификацию) и открытого (с кратким и развернутым ответом) типа, гибко оценить ответы участников с учетом их вклада в выполнение каждого задания. Представленные и прокомментированные задания могут предлагаться учителем-словесником в качестве диагностических (например, если речь идет о входной диагностике знаний и умений обучающихся), тренинговых на этапе подготовки потенциальных участников к лингвистическим олимпиадам и контрольных по мере освоения ими вопросов теории и истории языка, языковых фактов и явлений, анализируемых с синхронной точки зрения.
Ключевые слова: олимпиады по русскому языку; школьные олимпиады; вузовские олимпиады, учебная мотивация; русский язык; методика русского языка в школе; проверка знаний; лингвистические задания; текстовые задания
Для цитирования:
Гоголина, Т. В. Лингвистическая составляющая заданий в олимпиадах по русскому языку для школьников и студентов / Т. В. Гоголина, Е. Н. Иванова. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2025. – Том 30 • № 2. – С. 186-193. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-186-193.
For citation
Gogolina, T. V., Ivanova, E. N. (2025). The Linguistic Constituent of the Tasks in Russian Language Olympiads for School and College Students. In Philological Class. 2025. Том 30 • № 2. P. 186-193. DOI 10.26170/2071-2405-2025-30-2-186-193.
Об авторе (авторах) :
Гоголина Т. В.
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)
SPIN-код: 3206-2380
Иванова Е. Н.
Уральский государственный педагогический университет (Екатеринбург, Россия)
ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-9521-5340
SPIN-код: 7399-5034
Сроки публикации:
Дата поступления: 12.05.2025; дата публикации: 30.06.2025Список литературы:
Белоконева, Н. Н. Спецкурс «Возможности исторического комментирования на уроках русского языка» / Н. Н. Белоконева // Русский язык в школе. – 1994. – № 4. – С. 86–88.
Бокатина, Ю. И. Историческое комментирование как средство формирования лингвистического мировоззрения и культуроведческой компетенции школьников / Ю. И. Бокатина. – 2006. – URL: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Bokatina.pdf (дата обращения: 30.04.2025).
Гетманская, Е. В. Олимпиада как форма взаимосвязи среднего и высшего образования / Е. В. Гетманская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Филологические науки. – 2010. – № 3. – С. 82–89.
Глухих, Н. В. Историко-культурный блок в системе подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку / Н. В. Глухих // History, languages and cultures of the Slavic peoples: from origins to the future : materials of the VI international scientific conference. – 2017. – С. 37–41.
Гоголина, Т. В. Олимпиада по русскому языку как средство повышения мотивации школьников к изучению лингвистических дисциплин / Т. В. Гоголина, Е. Н. Иванова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 12. – С. 91–94. – DOI: 10.26170/po18-12-13. – EDN YUKHLN.
Гоголина, Т. В. Формирование историко-лингвистического цифрового контента для уроков русского языка в средней школе / Т. В. Гоголина, Е. Н. Иванова // Лингвокультурология. – 2022. – № 16. – С. 66–75. – EDN KPNLEH.
Гоголина, Т. В. Синхронно-диахронный принцип в подготовке школьников к лингвистическим олимпиадам / Т. В. Гоголина, Е. Н. Иванова // Лингвокультурология. – 2023. – № 18. – С. 72–81. – EDN ZPATMJ.
Гоголина, Т. В. Задания текстового характера в подготовке школьников к лингвистическим олимпиадам / Т. В. Гоголина, Е. Н. Иванова // Лингвокультурология. – 2024. – № 20. – С. 29–40. – EDN OPVWCS.
Гулов, А. П. Олимпиадное движение в отечественной системе образования / А. П. Гулов, П. И. Касаткин // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2024. – № 5 (235). – С. 25–34. – DOI: 10.23951/1609-624X-2024-5-25-34. – EDN UVEHKD.
Зайцева, О. Н. Реализация принципа историзма / О. Н. Зайцева // Образование в современной школе. – 2002. – № 4. – С. 5–11.
Каменская, О. Г. Древнерусский текст на уроках русского языка / О. Г. Каменская, Э. К. Мустафина // Русский язык в школе. – 2004. – № 2. – С. 6–13.
Клинкова, И. С. Особенности изучения темы «Старославянизмы» в процессе подготовки школьников к олимпиаде по русскому языку / И. С. Клинкова // Вестник научных конференций. – 2016. – № 9-4 (13). – С. 52–56.
Колтакова, Е. В. Олимпиады по русскому языку как инструмент поддержки талантливых школьников / Е. В. Колтакова, Н. В. Татаринова, С. Н. Волкова // Русский язык за рубежом. – 2018. – № 2 (267). – С. 94–101.
Крисанова, И. В. Задания к олимпиадам по русскому языку (сектор «История русского языка») / И. В. Крисанова // Амурский научный вестник. – 2016. – № 1. – С. 106–112.
Пелихов, Д. А. Подготовка к олимпиаде по русскому языку как форма лингводидактической работы с учащимися / Д. А. Пелихов // Наука ЮУрГУ : материалы 65-й научной конференции. – 2013. – С. 59–63.
Пересецкий, А. А. Эффективность ЕГЭ и олимпиад как инструмента отбора абитуриентов / А. А. Пересецкий, М. А. Давтян // Прикладная эконометрика. – 2011. – № 3 (23). – С. 41–56.
Привалова, Г. Ф. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов вуза культуры / Г. Ф. Привалова, Л. А. Ткаченко, А. В. Ткаченко // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2020. – № 2 (38). – С. 160–165. – EDN GTBLUF.