Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
Аннотация: На примере урока в форме мастерской на элективных курсах по литературе «Мастерская стиха» в 5 классе рассматриваются особенности первого этапа «Инновационной технологии литературного образования», которая позволяет организовать деятельность сотворчества через создание учеником собственного текста по матрицам накопленных культурных канонов, жанровых моделей. Матрица жанра, в частности модель ритма в элегическом дистихе, становится своеобразной опорой для пятиклассника в успешном создании текста и деятельностного вхождения в мировую мастерскую литературы. Данная технология восполняет существующую методическую лакуну в преподавании литературы, в результате чего ученик может почувствовать себя активным участником литературной мастерской, а не только наблюдателем-аналитиком. В статье дано описание хода урока, результатом и событием которого являются сочиненные детьми дистихи, подобные древнегреческим. Авторы научно обосновывают, что такая деятельность на начальном этапе литературного образования соответствует исторически первой стадии закономерного мирового развития художественного сознания, а также то, что целесообразность такого обучения психологически обусловлена ведущим типом деятельности младших подростков. Представленная разработка урока демонстрирует применение названной технологии в практике элективных курсов по литературе в логике системно-деятельностного подхода.
Ключевые слова: МАСТЕРСКАЯ СТИХА, ТЕХНОЛОГИЯ, МАТРИЦА ЖАНРА, ЭЛЕГИЧЕСКИЙ ДИСТИХ, ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС, ВЕДУЩИЙ ТИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Abstract: The details of the first stage of «Literature education innovative technology» are being reviewed using the example of workshop on elective course of Literature «Versification Workshop» in 5th grade, which helps to organize the process of cocreation by means of inventing their own text using the templates of collected cultural canons, genre models. Genre matrix, particularly rhythm model of elegiac distich, becomes specific individual support point for the fifth-grader to successfully create a text and to actively participate in world literature workshop. Given technology fulfills existing methodological gap in teaching literature. The result is that a student can perceive himself or herself as an active participant in creating literature and not only as an observer and analyst. The article describes the lesson process, resulting in the event of creating by children their own distiches that are similar to ancient Greek ones. The authors scientifically support the idea that during the opening phase of literature education such activity historically corresponds to the first stage of logical global change in art consciousness. The authors also validate that the reasonability of such education is psychologically based upon leading characteristics of junior teenagers' behaviors. Presented lesson development plan displays usage of named technology in the practice of elective literature courses by applying active and systematical approach.
Key words: VERSIFICATION WORKSHOP, TECHNOLOGY, GENRE MATRIX, ELEGIAC DISTICH, ELECTIVE COURSE, LEADING ACTIVITY CHARACTERISTICS

Для цитирования:

Гайфутдинова, Е. С. «Дайте мне точку опоры...», или как работает технология / Е. С. Гайфутдинова, В. Б. Сергеева (Носкова) // Филологический класс. – 2015. – №4 (42). – С. 36-41.

For citation

Ghaifutdinova, E. S. «Give Me a Place to Stand On...», or how the Technology Operates / E. S. Ghaifutdinova, V. B. Sergeeva (Noskova) // Philological Class. – 2015. – №4 (42). – P. 36-41.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in