Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-14
Аннотация: В статье рассматривается концепция русской истории как детерминированной текстами. В романе В. Шарова «След в след» тексты и заключенные в них идеи являются одними из главных двигателей исторического движения в России. Власть текста над логоцентричным сознанием русских людей — субъектов и объектов истории — обнаруживается в разных вариантах сюжетов создания, чтения и переписывания текста как сохранения или нарушения культурной, исторической преемственности разных поколений и эпох. В романе представлено три вида отношения к тексту. Во-первых, абсолютная власть текста реализуется в сюжете переписывания как следование исторической традиции, как отрицание субъектной роли индивида в управлении социумом. Во-вторых, создание собственного (нового) текста как нарушение существующего канона, желание с помощью текста изменить реальную действительность. В-третьих, интерпретация прошлых текстов и создание на их основе своего есть индивидуальное и родовое объяснение жизни, возможность сохранения и передачи знания. Роман В. Шарова «След в след» представляет, с одной стороны, историческое развитие России как череду отрицания прошлых, канонизированных в текстах и искаженных в реальности идей, с другой, утверждает возможность индивидуальной преемственности и сохранения опыта прошлых поколений в тексте.
Ключевые слова: ИСТОРИОСОФИЯ, ТЕКСТ, СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПОСТМОДЕРНИЗМ, РУССКАЯ ИСТОРИЯ, МЕТАТЕКСТОВОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
Abstract: The article deals with the concept of Russian history as determined by texts. In the novel by V. Sharov «Trace in trace» texts and their ideas are one of the main driving force of the historical movement in Russia. The power of text over people's minds, subject and object of history, is found in various plots of creation, reading and rewriting of the text as preservation or interruption of cultural, historical continuity of different generations and ages. The novel presents three types of relationships to text. Firstly, the absolute power of the text is realized in the plot of rewriting as historical tradition following, as a rejection of the subjective role of the individual in society management. Secondly, the creation of their own (new) text as a violation of the existing canon, desire to change reality by the text. Thirdly, the interpretation of the previous texts and creation on this basis become the individual and family explanation of life, the ability to save and transfer the knowledge. V. Sharov’s novel «Trace in trace» presents, on the one hand, the historical development of Russia as a series of rejections of the previous ideas, which were canonized in texts and distorted in reality, on the other hand, asserts the possibility of personal continuity and saving the experience of past generations in the text.
Key words: HISTORIOSOPHY, TEXT, MODERN RUSSIAN LITERATURE, POSTMODERNISM, RUSSIAN HISTORY, METATEXTUAL NARRATIVE, V. SHAROV

Для цитирования:

Пантюхина, А. И. Роман В. Шарова «След в след»: Власть текста в истории / А. И. Пантюхина // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 88-95. DOI 10.26710/fk16-01-14 .

For citation

Pantuhina, A. I. The Power of the Text in History in V. Sharov’s Novel «Trace in Trace» / A. I. Pantuhina // Philological Class. – 2016. – №1 (43). – P. 88-95. DOI 10.26710/fk16-01-14 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.