Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО: СТРАТЕГИИ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОСТИ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-15
Аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей жанра фильма-путешествия (road movie) на примере «Перемирия» (2010) режиссера Светланы Проскуриной. Характеры и поступки главных персонажей фильма рассматриваются через систему мотивов волшебной сказки, описанную В. Проппом в его дилогии «Морфология сказки» и «Исторические корни волшебной сказки». Путь главного героя, шофера по профессии, по российской глубинке позволяет режиссеру создать убедительный образ России как некоего сказочного пространства, населенного прежде всего мужчинами. В частности, воссоздавая хронотоп гомосоциального «мужского дома», где подростки проходят испытания, входящие в обряд инициации, фильм Проскуриной переворачивает этот мотив. Герои переживают страшные испытания, в том числе и временную смерть, однако, вопреки ожиданиям, они не взрослеют. Совмещение статичного мира сказочного «мужского дома» с хронотопом дороги создает эффект «дороги в никуда», что проблематизирует новый социальный и культурный порядок, возникший в России в первом десятилетии XXI века.
Ключевые слова: СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ КИНО, С. ПРОСКУРИНА, РОУД-МУВИ, ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА
Abstract: The paper explores transformations of the road motif as well as the road movie's conventions in Svetlana Proskurina's «Peremirie» («The Truce»). The article analyzes central characters and their actions through the prism of fairy-tale motifs as described by V. Propp in his «Morphology of the Folktale» and «Historical Roots of the Fairy Tale». Journey through the Russian province by the protagonist, the truck driver Egor Matveev (Ivan Dobronravov), allows the film director to create a convincing image of Russia as the fairy-tale space, with men as its primary inhabitants. The film recreates a chronotope of the homosocial «men’s house», where teenagers undergo different tests associated with the rite of passage. However, Proskurina’s film subverts this motif. After undergoing various ordeals, including the temporary death, protagonists do not mature against expectations. Such and similar transformations of the fairy-tale motifs in the representation of the protagonist’s journey across the provincial Russia in Proskurina's film, serves to a problematization of the new social and cultural order that has emerged in the 2000s.
Key words: RUSSIAN CINEMA, S. PROSKURINA, ROAD-MOVIE, FAIRY-TALE

Для цитирования:

Михайлова, Т. А. Сказка о русской свободе: «Перемирие» Светланы Проскуриной / Т. А. Михайлова // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 96-101. DOI 10.26710/fk16-01-15 .

For citation

Mikhailova, T. A. The Fairy Tale About Russian Freedom: Svetlana Proskurina’s «Peremirie» (2010) / T. A. Mikhailova // Philological Class. – 2016. – №1 (43). – P. 96-101. DOI 10.26710/fk16-01-15 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.