Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-16
Аннотация: Статья посвящена анализу образа учителя в современном российском кинематографе. Фиксируется кризис методологии художественной критики. Проводится пересмотр традиционных способов анализа социальной темы в искусстве. Предлагается вычленять «социальность» в художественной ткани не на уровне материала, сюжета или типичных обстоятельств, а сквозь призму системы координат той или иной социальной теории. В качестве продуктивного ресурса художественного анализа предлагается исследовательская метафора из области социальной психологии — «стокгольмский синдром» для интерпретации деструктивных состояний в фильмах так называемого «школьного цикла». Анализ осуществлен на примере кинофильма «Училка» 2015 года. Сюжетная коллизия — учитель истории и класс оказываются в ситуации террористов и заложников, в замкнутом и изолированном пространстве. Особенность ситуации заключается в том, что роли террориста и заложника постоянно смещаются от одного участника к другому, а в финале для посторонних наблюдателей сам факт наличия подобной коллизии оказывается недоказанным. Поведение всех участников события, динамика структуры отношений, социальные роли описаны с точки зрения последовательности повествовательных связей. Анализ выявил разрывы между авторской позицией, в результате которой в финале происходит разрешение конфликта и снятие напряжения, и объективной художественной логикой кинопроизведения.
Ключевые слова: РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ, СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ, «ШКОЛЬНАЯ ТЕМА» В ИСКУССТВЕ, КИНОКРИТИКА
Abstract: The article is devoted to the analysis of the image of the teacher in contemporary Russian cinema. There is a crisis in art criticism methodology. The author makes a revision of traditional methods of the analysis of social themes in art. As a productive resource for analysis the article offers a «Stockholm syndrome» metaphor taken from the social psychology — for the interpretation of the destructive states in the films of so-called «school loop». The analysis is carried out on the material of the movie «Uchilka» (2015). Story conflict is based on the circumstances when a history teacher and the class find themselves in a situation of terrorists and hostages in a confined and isolated space. The peculiarity of the situation is that the roles of the terrorist and the hostage constantly shift from one participant to another, and finally for outside observers the mere presence of such conflict is unproven. The behavior of all participants of the event, the dynamics of patterns of relationships, social roles are described from the point of view of narrative sequence links. The analysis revealed gaps between the author's position, which resulted in the end with the relief, and objective artistic logic of the film.
Key words: RUSSIAN CINEMA, THE STOCKHOLM SYNDROME, «SCHOOL THEME» IN ART, FILM CRITICISM

Для цитирования:

Круглова, Т. А. Стокгольмский синдром в российской школе: кинофильм «Училка» (режиссер Алексей Петрухин, 2015) / Т. А. Круглова // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 102-107. DOI 10.26710/fk16-01-16 .

For citation

Kruglova, T. A. Stockholm Syndrome in Russian School: «Uchilka» by Alexey Petrukhin (2015) / T. A. Kruglova // Philological Class. – 2016. – №1 (43). – P. 102-107. DOI 10.26710/fk16-01-16 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in