Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-01-17
Аннотация: Статья посвящена исследованию стратегий работы с ностальгией по советскому в отечественном кинематографе. К условиям возникновения ностальгии относятся ощущение дефектности настоящего, вызывающее недовольство различных групп населения; наличие материальных свидетельств (вещей, архитектуры, изображений, фильмов) прошлого. Сегодня мы наблюдаем целенаправленное конструирование ностальгии посредством мифологизации, коммерциализации и эстетизации объектов ностальгии, и одновременно режиссеры предлагают стратегии преодоления ностальгии: через демонстрацию репрессивных практик («Водитель для Веры» П. Чухрая, 2004, «Завещание Ленина» Н. Досталя, 2007), деконструкцию и демифологизацию объектов ностальгии, в частности, ностальгии по патриотизму («Риорита» П. Тодоровского, 2008), по советскому детству («Пионеры-герои» Н. Кудрявцевой, 2015), «оттепели» (сериал «Оттепель» В. Тодоровского, 2013, «Кино про Алексеева» М. Сегала, 2014).
Ключевые слова: РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ, НОСТАЛЬГИЯ ПО СОВЕТСКОМУ, ТРАВМА, КОНСТРУИРОВАНИЕ, ДЕМИФОЛОГИЗАЦИЯ, ДЕКОНСТРУКЦИЯ
Abstract: The article is devoted to the strategies of work with nostalgia for the Soviet in contemporary Russian cinema. Necessary conditions for the emergence of nostalgia are: the feeling of defective present, causing dissatisfaction with the various groups, the presence of material evidence (things, architecture, images, movies) of the past. Today we witness the construction of nostalgia for the Soviet by means of mythologizing, commercialization, aestheticization of nostalgia objects. At the same time there are different strategies to overcome nostalgia: demythologization through representation of a repressive practices («Driver for Vera»/»Voditel dlya Veri», P. Chuhrai 2004), deconstruction of nostalgia objects, in particularly, nostalgia for patriotism («Riorita» P. Todorovskii, 2008), for Soviet childhood («Pioneer-Heroes» / «Pionery-Geroi», 2015, N. Kudriashova), for the 60-th («The Thaw» / «Ottepel’», 2013, Valerii Todorovskii; «A Film about Alekseev» / «Kino pro Alekseeva», 2014, M. Segal).
Key words: RUSSIAN CINEMA, NOSTALGIA FOR THE SOVIET, TRAUMA, CONSTRUCTION, DEMYTHOLOGIZATION, DECONSTRUCTION

Для цитирования:

Немченко, Л. М. Стратегии работы с ностальгией по советскому в современном российском кинематографе / Л. М. Немченко // Филологический класс. – 2016. – №1 (43). – С. 108-112. DOI 10.26710/fk16-01-17 .

For citation

Nemchenko, L. M. Strategies of Work With Nostalgia for the Soviet in Contemporary Russian Cinema / L. M. Nemchenko // Philological Class. – 2016. – №1 (43). – P. 108-112. DOI 10.26710/fk16-01-17 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.