Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ПЕРЕЧИТЫВАЯ ЗАРУБЕЖНУЮ КЛАССИКУ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-02-14
Аннотация: Два романа известной английской писательницы Хилари Мантел о Томасе Кромвеле и Генрихе VIII «Волчий зал» и «Внесите тела» анализируются в контексте истории и современного состояния жанра исторического романа. В статье показывается оригинальность художественного мира анализируемых романов и особенности творческого переосмысления писательницей глубоких национальных традиций жанра, поисков и приобретений предыдущих поколений европейских и английских романистов и современников Мантел, обращавшихся к изображению прошлого своей страны. Прослеживается, как преломляется в дилогии тенденции «осюжетивания» и субъективизации истории, когда массивный объем английской истории в ее поворотный и решающий момент реконструируется через бытование в сознании протагониста, а прошлое, настоящее и будущее страны выступают субстанциями его внутренней жизни. Доказывается, что писательницу интересует не столько политическая история, сколько культурологические сдвиги, которые переживала Англия XVI в., что в центре ее внимания культуро-созидающая активность исторической личности, существование которой вносит в жизнь новую форму и новое содержание. В статье демонстрируется, что фигура главного героя и одновременно нарративного центра дилогии — яркий пример единства двух структурных доминант в современном английском романе: рефлексивной и психолого-аналитической (самопознание и самоанализ) и исторической.
Ключевые слова: ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН, ПОВЕСТВОВАНИЕ, ЛИТЕРАТУРНЫЙ ХАРАКТЕР, ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ, ИСТОРИЗМ, АНГЛИЯ, ТОМАС КРОМВЕЛЬ, ГЕНРИХ VIII, ХИЛАРИ МАНТЕЛ
Abstract: Two historical novels of Hilary Mantel are under analysis in the essay in the context of the development of historical novel and the dialectics of traditions and innovations. The author tries to show the place which the novels analyzed occupy in the development of the genre of historical novel. The author argues on some essential peculiarities and originality of the artistic world of the novels: its narration, character-making, collisions, genre structure, approach to the history as socio-cultural wholeness, specific interpretation of famous historical facts and figures. In the essay it is shown the ways in which the tendencies of so called ‘plotted history’ and ‘subjectivization of history’ are being realized in the novels about Thomas Cromwell. The main point here is that the bulk of the English history of the XVI century in its decisive moments are poured out into the inner world of the protagonist and as such is presented. The author of the essay argues that Mantel is more interested in cultural movements of the time; that is why she depicts an individual whose role in English history is not only political but socio-cultural. It is stressed in the essay that the figure of the protagonist as the narrative centre of the dilogy is an example of the synthesis of two dominant trends in contemporary English novel — reflexive (self-analitical and self-knowlegeable) and historical.
Key words: HISTORICAL NOVEL, GENRE, NARRATION, LITERARY CHARACTER, ENGLAND, THOMAS CROMWELL, HENRY VIII, HILARY MANTEL

Для цитирования:

Проскурнин, Б. М. Историческая дилогия Хилари Мантел и «Память жанра» / Б. М. Проскурнин // Филологический класс. – 2016. – №2 (44). – С. 77-83. DOI 10.26710/fk16-02-14 .

For citation

Proskurnin, B. M. Hilary Mantel's Historical Dilogy and «The Memory of a Genre» / B. M. Proskurnin // Philological Class. – 2016. – №2 (44). – P. 77-83. DOI 10.26710/fk16-02-14 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.