Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: С РАБОЧЕГО СТОЛА УЧЕНОГО
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-03-12
Аннотация: Настоящая статья представляет собой попытку проникновения в суть современного литературного периода: в его сходство и отличие от классического. Опираясь на классическую традицию в русской литературе и мировой философии, автор статьи стремится выявить уникальность нынешнего литературного периода, усматривая его в возникновении нового «вещества литературы» — феноменологического стиля мышления. В центре авторского внимания — изменение «вещества литературы» в нынешней литературной ситуации, весьма отличной от прежнего ее состояния. Автор доказывает, что изменилось качество литературного письма — и не только в сторону ухудшения, падения художественности. Понять суть этого изменения, вникнуть в сущность вещей, ориентируясь на лучшие литературные образцы современности, — такова задача современного литературоведения, выполнение которой требует новых методологических подходов и соответствующего инструментария. Статья содержит в себе попытку решения этой задачи на примере рассмотрения центральных феноменологических категорий и подходов применительно к литературоведческому анализу. От категории «феномен» автор движется к изучению творческого сознания и отраженных на письме бессознательных процессов, что опровергает недавнюю аксиому материалистической идеологии: литература — лишь отражение социальной реальности, творчество — только зеркало происходящих в ней процессов. В результате феноменологический метод дополняется в системе литературоведения психоаналитическим анализом текста. Рассматривается соотношение разных типов литературного мышления: реализм — постмодернизм — неомодернизм.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, СОВРЕМЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПЕРИОДЫ, ФЕНОМЕН, ЛИТЕРАТУРА, ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ, СТИЛИ МЫШЛЕНИЯ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ, ПСИХОАНАЛИЗ, ЛИТЕРАТУРНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Abstract: The article is aimed at outlining the essence of the modern literary process, in its similarity and difference with the classic period of the Russian literature. Referring to the classic tradition in literature and philosophy the author of the article nevertheless makes an attempt to penetrate into the unique nature of the contemporary Russian prose seeing it in a special «substance of literature» — the phenomenological style of literary thinking. Therefore at a center of the author's attention is a change of the «substance of literature» in the contemporary writing as quite different from the previous ones. The author tries to prove a change of the quality of literary writing — and not only as a worse one comparing with the previous periods. The task of the modern literary criticism is to understand an essence of this change outworking proper methods and instruments of a literary analysis. The present article is an attempt to represent such methods and instruments referring to the experience of the phenomenological approach.
Key words: LITERARY CRITICISM, MODERN LITERATURE, HISTORICAL PERIODS IN LITERATURE, PHENOMENON, LITERATURE, PHENOMENOLOGICAL METHOD OF ANALYSIS, PHENOMENOLOGY, STYLES OF THINKING, LITERARY TRADITIONS, RUSSIAN LITERATURE, PROSE GENRES, PSYCHOANALYSIS, LITERARY THINKING

Для цитирования:

Большакова, А. Ю. «К самим вещам!». Феноменологические основания современного литературоведения / А. Ю. Большакова // Филологический класс. – 2016. – №3 (45). – С. 68-74. DOI 10.26710/fk16-03-12 .

For citation

Bolshakova, A. Y. «Towards an Essence of Things!». The Phenomenological Approach in the Modern Literary Criticism / A. Y. Bolshakova // Philological Class. – 2016. – №3 (45). – P. 68-74. DOI 10.26710/fk16-03-12 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.