Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-03-06
Аннотация: В статье подробно излагается технология подготовки интерактивного учебного задания по восстановлению онегинской строфы в табличном редакторе Excel. Задание ориентировано на учащихся филологических классов и студентов-филологов. Сценарий программы, без указания на язык программирования, был предложен Ю. В. Шатиным в статье, опубликованной в 1987 г. Обучаемые восстанавливают первую строфу первой главы романа «Евгений Онегин», как наиболее известную, и на ее основе составляют формулу строфы, которую в дальнейшем используют для восстановления строф из середины романа. В данном варианте программы, реализованной в Excel, обучаемые расставляют строки, данные в беспорядке; по окончании расстановки программа указывает на ошибки, устраняя которые учащийся добивается ситуации успеха. Для составления формулы строфа делится в соответствии с рифмовкой на четыре части, содержащие соответственно 4–4–4–2 строки. К каждому из этих фрагментов следует подобрать модели рифмовки, зашифрованные латинскими буквами. Из правильно выбранных моделей складывается формула, отображающая расположение рифмуемых строк и характер окончаний (мужские или женские). При успешном выполнении задания программа печатает сообщение «Формула верна!» и предлагает перейти на лист со следующим заданием, формула же воспроизводится на всех остальных листах заданий. Их выполнение технически ничем не отличается от восстановления первой строфы, но с точки зрения внутренней работы, проделываемой обучаемым, это соревнование и сотворчество с великим русским поэтом, или, по мысли Ю. В. Шатина, подобие игры в шахматы.
Ключевые слова: ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА, ИНТЕРАКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ, ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ, ТАБЛИЧНЫЕ РЕДАКТОРЫ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ, МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ, МЕТОДИКА ЛИТЕРАТУРЫ В ВУЗЕ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Abstract: This article shows the potential of Excel table editor as a medium for creation the interactive teaching tasks used for training. An idea on such teaching tasks as reconstruction the stanza model of A. Pushkin’s novel «Eugene Onegin» is realized in this article, and the accessibility of such digital resources constructing for philology teachers, not being professional programmers, is demonstrated. A scenery of the program was suggested by Yu. Shatin in his article published in 1987. The students must reconstruct the first strophe of the first chapter as a most known one, and then they compose a stanza formula which becomes a basis for reconstruction the other stanzas taken from the middle of the novel and not so well-known. In this variant of the program realized in Excel the students are to put lines given in disorder, using letter indexes with which the lines are marked. As a column is filled with lines the program signalizes the errors of lines’ order. After correction the errors, program will print the message «Lines are composed correctly!» To make stanza formula, the stanza is divided into four parts containing 4–4–4–2 lines, in correspondence with rhyming. Students elect a rhyming model for every fragment and correctly elected models become parts of stanza formula. After successful perfection this task, the program prints: «Formula is correct» and offers to begin next task. Process of solving these ones does not technically differ with reconstruction first stanza but from the position of intrinsic labor being made by students, it is a competition and cocreation with the great Russian poet.This program may be used in teaching process with a group of students or as an individual training dependently on teacher’s intention.
Key words: ONEGIN STANZA, INTERACTIVE TASK, INFORMATION TECHNOLOGY, COMPUTER PROGRAMS, SPREADSHEETS, TABLE EDITORS, TEACHING LITERATURE AT SCHOOL, METHODS OF TEACHING LITERATURE, METHODS OF TEACHING LITERATURE IN HIGHER EDUCATION, RUSSIAN LITERATURE

Для цитирования:

Капленко, В. Н. Онегин и компьютер: возможности табличного редактора при изучении литературы / В. Н. Капленко // Филологический класс. – 2016. – №3 (45). – С. 35-41. DOI 10.26710/fk16-03-06 .

For citation

Kaplenko, V. N. Onegin and Computer: The Potential of Excel Table Editor in Studying Literature / V. N. Kaplenko // Philological Class. – 2016. – №3 (45). – P. 35-41. DOI 10.26710/fk16-03-06 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.