Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: ГОТОВИМСЯ К УРОКУ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk16-03-05
Аннотация: Представление о языковом родстве, получаемое учащимися средней школы только на дополнительных занятиях или факультативных курсах, зачастую остается поверхностным, а между тем умение анализировать и сопоставлять явления русского языка с фактами других родственных языковых систем оказывается необходимым для выполнения заданий олимпиад по русскому языку и языкознанию. Систематизировать эти представления и сделать их более понятными для учащихся средней школы позволяют, на наш взгляд, обращение к конкретным языковым парам и анализ наиболее регулярных фонетических соответствий. Поскольку в качестве одного из наиболее частых языков, факты которого предлагаются учащимся в заданиях лингвистических олимпиад, выступает польский язык, то предметом данной статьи стали регулярные фонетические соответствия именно этих родственных языковых систем. В работе рассматриваются явление полногласия / неполногласия, рефлексы ятя и редуцированных гласных, а также результаты монофтонгизации дифтонгических сочетаний «гласный + носовой согласный» в современных русском и польском языках. Обращение к этим языковым явлениям позволяет также актуализировать знания учащихся из области исторической грамматики русского языка. Целью работы было проанализировать задания олимпиад прошлых лет и представить наиболее общие алгоритмы их решения. Материалы статьи ориентированы на применение в практике школьного преподавания при подготовке учащихся к лингвистическим олимпиадам, а также на уроках русского языка в классах с филологическим уклоном.
Ключевые слова: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ, РУССКИЙ ЯЗЫК, ПОЛЬСКИЙ ЯЗЫК, ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ, ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА, МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ, СРАВНИТЕЛЬНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ, ФОНЕТИЧЕСКИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Abstract: The knowledge of linguistic affinity acquired by high school students attending extra classes or an elective course proves oftentimes superficial. However the students’ performance at the Russian language and linguistics olympiads depends on their ability to analyze and compare linguistic phenomena in the Russian language against those in cognate language systems. In order to systematize the knowledge of linguistic affinity and most profoundly explicate the concept to high school students we deem it necessary to refer to specific language pairs and analyze the most regular phonetic correspondences. This paper focuses on Polish as one of the languages the facts of which most frequently occur in the tasks of linguistic contests, the subject of the paper being the regular phonetic correspondences of the cognate language systems. The paper studies the phenomenon of polnoglasie / nepolnoglasie, yat reflex and vowel reduction as well as the results of monoftongisation of diphthongal combinations «vowel + nasal consonant» in modern Russian and Polish. Addressing these linguistic phenomena helps consolidate students' knowledge in the field of Russian historical grammar. The paper aims at analyzing the tasks of previous olympiads and presenting the most common solution algorithms. The findings presented in the article are supposed to be implemented in preparing schoolchildren for linguistics olympiads and teaching those who major in linguistics.
Key words: LINGUISTIC OLYMPIAD, RUSSIAN LANGUAGE, POLISH LANGUAGE, SCHOOL OLYMPIAD, OLYMPIAD ON THE RUSSIAN LANGUAGE, METHODS OF TEACHING RUSSIAN LANGUAGE, TEACHING RUSSIAN LANGUAGE AT SCHOOL, COMPARATIVE LINGUISTICS, PHONETIC MATCHING

Для цитирования:

Пелихов, Д. А. Изучение польско-русских фонетических соответствий при подготовке учащихся к лингвистическим олимпиадам / Д. А. Пелихов // Филологический класс. – 2016. – №3 (45). – С. 29-34. DOI 10.26710/fk16-03-05 .

For citation

Pelikhov, D. A. A Study of Cases of Phonetic Correspondences in the Russian and Polish Languages in Preparing Students for Linguistics Olympiads / D. A. Pelikhov // Philological Class. – 2016. – №3 (45). – P. 29-34. DOI 10.26710/fk16-03-05 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.