Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Рубрика: МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-02-15
Аннотация: В статье рассматривается рассказ Ф. М. Достоевского «Елка и свадьба (Из записок неизвестного» (1848) в свете жанровых традиций. Делается вывод о том, что рассказ представляет собой художественную структуру, которая образуется в результате взаимодействия двух жанровых традиций: рассказа-фельетона и рождественского рассказа. Утверждается, что пафос рассказа «Елка и свадьба» состоит в том, чтобы через конкретные и, казалось бы, частные события показать общее социальное неустройство русской жизни, губительность воздействия среды на душу и сознание ребёнка. Для реализации этой задачи Достоевский обращается к элементам жанра рассказа-фельетона. В то же время писатель своим резкооценочным изображением порочного мира взрослых стремится показать его искажающее воздействие на мир детей с их изначальной чистотой и естественностью. Авторская позиция Достоевского, субъектной формой выражения которой является образ «неизвестного» автора «записок», состоит в утверждении незыблемости христианских основ жизни. Это связано с традицией рождественского рассказа, сообщающей произведению вневременной, философский смысл. В связи социального и философского аспектов изображения тема детства будет раскрываться и далее в творчестве писателя.
Ключевые слова: РАССКАЗЫ-ФЕЛЬЕТОНЫ, РОЖДЕСТВЕНСКИЕ РАССКАЗЫ, ЖАНРОВЫЙ СИНТЕЗ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
Abstract: The article discusses the story of F. M. Dostoevsky «A Christmas Tree and a Wedding (From the notes of the unknown)» (1848) in the light of the genre traditions. The authors make a conclusion that the story is an artistic structure which is formed by the interaction between two genre traditions: story-feuilleton and Christmas story. It is argued that the pathos of the story «A Christmas Tree and a Wedding» consists in showing the general confusion of the Russian life, the disastrous impact of the environment on the soul and mind of the child through a specific and seemingly private event. To implement this task, Dostoevsky refers to the elements of the genre of the story-feuilleton. At the same time, the writer in his sharply-evaluative image of the vicious adult world tries to show its distorting effects on the world of children with their original purity and naturalness. The author's view of Dostoevsky, expressed in the form of the «unknown» author's «notes», is the assertion of the inviolability of the basics of the Christian life. This is due to the tradition of the Christmas story to render the story a timeless philosophical meaning. The theme of childhood will open up further in the works of the writer via close relationship between the social and philosophical aspects of the images.
Key words: STORY-FEUILLETON, CHRISTMAS STORY, GENRE SYNTHESIS, LITERARY GENRES, RUSSIAN LITERATURE, RUSSIAN WRITERS

Для цитирования:

Ермоленко, С. И. «Елка и свадьба» Ф. М. Достоевского: синтез жанровых традиций / С. И. Ермоленко, И. С. Сергеева // Филологический класс. – 2017. – №2 (48). – С. 92-99. DOI 10.26710/fk17-02-15 .

For citation

Yermolenko, S. I. «A Christmas Tree and a Wedding» by F. M. Dostoevsky: A Synthesis of the Genre Traditions / S. I. Yermolenko, I. S. Sergeeva // Philological Class. – 2017. – №2 (48). – P. 92-99. DOI 10.26710/fk17-02-15 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.