Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-02-16
Аннотация: Статья посвящена анализу лирического характера миниатюры В. П. Астафьева «Падение листа», которая входит в одноименную Тетрадь его книги «Затеси». Исследование базируется на трудах ученых (Е. В. Капинос, Е. Ю. Куликовой, А. Хансен-Лёве и др.) о малых формах ХХ века, вбирающих в себя свойства стиховых форм. Использованная нами методика мотивного анализа позволила выявить черты софийности и показать, как «смена и взаимосоотнесенность разных граней вечно женственного» становится началом, организующим лирический сюжет. Определен основной прием уподобления человеческого исхода березовому листу, покидающему своих собратьев. В ходе анализа была выявлена множественность оттенков этого состояния, лежащих в основе лирического сюжета. Показывается, как Астафьев посредством повторений, нанизываний однородных членов, единоначатий, ассоциативных связей создает образ мгновения длиною в вечность. Проявлен особый характер лирического субъекта: приближенный к автору лирический повествователь показан в способности, во-первых, стягивать в свой внутренний мир внешнее пространство, что позволяет ему «увидеть сущностные свойства бытия в координатах Вечности»; во-вторых, быть транслятором «природного сознания», т.е. обнаруживать черты сверх-видения.
Ключевые слова: ЛИРИКО-ФИЛОСОФСКИЕ МИНИАТЮРЫ, МАЛЫЕ ФОРМЫ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЮЖЕТЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, СОФИЙНОСТЬ
Abstract: The article analyzes the lyrical nature of the miniature by V. P. Astafiev «The Fall of the Leaf», which is included in the Notebook under the same title of his book «Zatesi». The study is based on the works of the researchers (E. V. Kapinos, E. Y. Kulikova, A. Hansen-Loewe, etc.) of small forms of the twentieth century absorbing the properties of verse forms. The method of motif analysis used by the authors of the article allows them to reveal the features of the Sophian tradition and to show how change and correlation of various facets of the eternal feminine becomes a force organizing the lyrical plot. The authors figure out the main technique of likening man’s retiring from the world to the fall of a birch leaf from the tree. Multiplicity of the shades of this state lying at the basis of the lyrical plot is revealed in the course of analysis. It is shown how Astafiev creates an image as long as eternity via reiteration, strings of homogeneous members, anaphora, and associations. The authors describe a specific character of the lyrical subject: the lyrical narrator close to the writer is depicted as able to, firstly, engulf in his inner world outer space, which allows him «to see the essential properties of existence in the bearings of the Eternity», and, secondly, be a translator of the «natural consciousness», i.e. demonstrate the features of super vision.
Key words: LYRICAL-PHILOSOPHICAL MINIATURES, SMALL FORMS, LITERARY PLOTS, RUSSIAN LITERATURE, LITERARY CREATIVE ACTIVITY, SOPHIAN TRADITION

Для цитирования:

Стадниченко, В. А. «Затеси» В. П. Астафьева: лирико-философские миниатюры в системе малых форм «Первой тетради» / В. А. Стадниченко, Н. П. Хрящева // Филологический класс. – 2017. – №2 (48). – С. 100-103. DOI 10.26710/fk17-02-16 .

For citation

Stadnichenko, V. A. «Zatesi» by V. P. Astafiev: Lyrical-Philosophical Miniatures in the System of Small Forms of the “First Notebook” / V. A. Stadnichenko, N. P. Khryashsheva // Philological Class. – 2017. – №2 (48). – P. 100-103. DOI 10.26710/fk17-02-16 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.