Архив журнала
Композиционные рифмы у Тургенева и Достоевского (на материале романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание»)
- 1556
- Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-03-02
Аннотация: Статья посвящена анализу одного из элементов художественной структуры — композиционной рифмы — в романах Тургенева и Достоевского. Названное явление рассматривается в рамках проблемы жанровой спецификации романных форм в контексте единой жанровой парадигмы — идеологического романа. Статья содержит перечень ключевых структурных признаков идеологического романа и его жанровых модификаций: тип главного героя (герой-идеолог), соотношение идеологического и психологического аспектов в структуре образа героя, персонификация идей в образах героев или отсутствие таковой, принцип организации системы персонажей, принцип построения сюжета («роман лица» или «роман поступка»), замкнутость или открытость финала. Анализ композиционных рифм в «Отцах и детях» и «Преступлении и наказании» позволяет увидеть, с одной стороны, сходство в организации художественного мира этих произведений на сюжетно-композиционном уровне, а с другой стороны — принципиальное отличие их друг от друга с точки зрения использования одного и того же структурного элемента. В романе Тургенева композиционные рифмы подаются и воспринимаются как естественное, самопроизвольно возникающее явление, а в романе Достоевского они носят нарочитый, «экспериментальный» характер. Указанное различие, в свою очередь, служит одним из различительных признаков для идентификации жанровых форм Тургенева и Достоевского соответственно как идеологического романа-как-жизнь и идеологического романа-эксперимента.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ, ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РОМАНЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Для цитирования:
Ребель, Г. М. Композиционные рифмы у Тургенева и Достоевского (на материале романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание») / Г. М. Рейбель // Филологический класс. – 2017. – №3 (49). – С. 15-22. DOI 10.26710/fk17-03-02 .