Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-03-02
Аннотация: Статья посвящена анализу одного из элементов художественной структуры — композиционной рифмы — в романах Тургенева и Достоевского. Названное явление рассматривается в рамках проблемы жанровой спецификации романных форм в контексте единой жанровой парадигмы — идеологического романа. Статья содержит перечень ключевых структурных признаков идеологического романа и его жанровых модификаций: тип главного героя (герой-идеолог), соотношение идеологического и психологического аспектов в структуре образа героя, персонификация идей в образах героев или отсутствие таковой, принцип организации системы персонажей, принцип построения сюжета («роман лица» или «роман поступка»), замкнутость или открытость финала. Анализ композиционных рифм в «Отцах и детях» и «Преступлении и наказании» позволяет увидеть, с одной стороны, сходство в организации художественного мира этих произведений на сюжетно-композиционном уровне, а с другой стороны — принципиальное отличие их друг от друга с точки зрения использования одного и того же структурного элемента. В романе Тургенева композиционные рифмы подаются и воспринимаются как естественное, самопроизвольно возникающее явление, а в романе Достоевского они носят нарочитый, «экспериментальный» характер. Указанное различие, в свою очередь, служит одним из различительных признаков для идентификации жанровых форм Тургенева и Достоевского соответственно как идеологического романа-как-жизнь и идеологического романа-эксперимента.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ, ЖАНРОВЫЕ ФОРМЫ, ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ РОМАНЫ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Abstract: The article is devoted to the analysis of one of the elements of the composition of a book called compositional rhyme in the novels by Turgenev and Dostoyevsky. This element is discussed in the frames of genre specification of novels in the context of the unified genre paradigm, namely ideological novel. The article contains a list of the key structural attributes of an ideological novel and its genre forms: the type of the main character (hero-ideologist), correlation of ideological and psychological aspects in the structure of the character’s image, personification of ideas in the characters’ images or its absence, the principle of building the plot («the novel of the person» or «the novel of the deed»), «closed» or «open» ending. The analysis of compositional rhymes in «Fathers and Sons» and «Crime and Punishment» reveals, on the one hand, the similarity of the artistic world of the novels on the level of plot and composition, and, on the other hand, there is a serious difference between them from the point of view of the use of one and the same structural element. Turgenev presents compositional rhymes as something natural and spontaneous, while Dostoyevsky shows them as something deliberate and experimental. This difference is one of the features that differentiates between the genre forms of the novels by Turgenev and Dostoyevsky, the first being ideological true to life novel, the latter — ideological novel-experiment.
Key words: LITERATURE GENRES, GENRE FORMS, IDEOLOGICAL NOVEL, RUSSIAN LITERATURE, RUSSIAN WRITERS, CREATIVE WRITING

Для цитирования:

Ребель, Г. М. Композиционные рифмы у Тургенева и Достоевского (на материале романов «Отцы и дети» и «Преступление и наказание») / Г. М. Рейбель // Филологический класс. – 2017. – №3 (49). – С. 15-22. DOI 10.26710/fk17-03-02 .

For citation

Rebel, G. M. Compositional Rhymes in the Works of Turgenev and Dostoyevsky (Based On the Novels «Fathers and Sons» and «Crime and Punishment») / G. M. Rebel // Philological Class. – 2017. – №3 (49). – P. 15-22. DOI 10.26710/fk17-03-02 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.