Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-04-16
Аннотация: В статье анализируются некоторые аспекты творчества И. Бунина, Б. Зайцева, И. Шмелева, В. Ходасевича, А. Ремизова, В. Сирина, связанные с переосмыслением биографических легенд и художественных образов классиков русской литературы XIX века. Цель статьи — раскрыть стилевые пути и способы «присвоения» эмигрантами первой волны классических стилевых приемов, сюжетов, литературных схем. Комментируются психоаналитические предпосылки стилистического перевоплощения, выявляются приемы автопроекции. Обсуждаются, в частности, примеры сближений фактов своей биографии с событиями из жизни предшественника, к которым прибегает И. Бунин в книге «Освобождение Толстого». В жизнеописании А. С. Пушкина и ряде пушкиноведческих статей Вл. Ходасевича отчетливо проступают элементы его собственного «автопортрета». Показано, что И. Шмелев перенял некоторые мотивы прозы и стилевые приемы Ф. М. Достоевского, спроецировав на собственную персону эмблематические черты писателя-пророка. С этих же позиций анализируется книга «Жизнь Тургенева» Б. Зайцева: в ней автор «Отцов и детей» представлен религиозным писателеммистиком. Показательна и книга «Огонь Вещей» А. Ремизова, в которой развернут металитературный миф о Н. В. Гоголе, причем ключевые элементы этого мифа можно считать конспиративными проявлениями авторефлексии самого Ремизова. Сделан вывод о том, что металитературность в русской литературе первой половины ХХ века вообще, особенно в эмигрантском ее крыле, становится одной из важнейших стилевых тенденций.
Ключевые слова: ЛИТЕРАТУРА ЭМИГРАЦИИ, РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ, РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА, БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЕЙ, АВТОПРОЕКЦИИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО, РЕФЛЕКСИЯ, МЕТАЛИТЕРАТУРНОСТЬ
Abstract: The article discusses some aspects of creative works by I. Bunin, I. Shmelyov, B. Zaitsev, V. Khodasevich, A. Remizov and V. Nabokov devoted to the Russian writers of the XIXth century. Those works are viewed as a result of émigré writers’ desire to “fit in” the authoritative cultural forms, models and types. It is reflected both in “appropriation” of known literary plots and skills and in aspiration for “impersonating” classical writers themselves. Some psychoanalytic premises of the desire to impersonate a predecessor are commented as well as basic methods of autoprojective modelling of images. In particular, the article deliberates on approximating the facts of one’s biography with predecessor’s life, which is done by I. Bunin in his “The Liberation of Tolstoy”. Certain aspects of V. Khodasevich’s self-portrait transpire in the biography of A. Pushkin and some articles dedicated to Pushkin studies. The author argues that I. Shmelyov had adopted some motives and stylistic methods of F. Dostoevskiy’s writings by extrapolating the emblematic features of the prophet-writer on his own personality. “Turgenev’s Life” by B. Zaytsev is reviewed from a similar position: the author of “Fathers and Sons” is presented as a religious mystic. Another example is “The Fire of Things” by A. Remisov propagating a metaliterary myth about N. Gogol. The key elements of this myth may be viewed as a secret manifestation of A. Remizov’s inner artistic self. The final conclusion is that metaliterary reflection has become one of the most influential stylistic tendencies in Russian Literature of the first half of the XX century especially in its emigre wing.
Key words: LITERATURE OF EMIGRANTS, RUSSIAN EMIGRANTS, RUSSIAN LITERATURE, BIOGRAPHY OF WRITERS, SELF-PROJECTION, WRITING, REFLECTION, METALITERARINESS

Для цитирования:

Блищ, Н. Л. Перевоплощение как способ самоидентификации в литературе русской эмиграции первой волны / Н. Л. Блищ // Филологический класс. – 2017. – №4 (50). – С. 108-111. DOI 10.26710/fk17-04-16 .

For citation

Blishch, N. L. Impersonation as a Way of Self-identification in Literature of the First "Wave" Russian Emigrants / N. L. Blishch // Philological Class. – 2017. – №4 (50). – P. 108-111. DOI 10.26710/fk17-04-16 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in