Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk17-04-13
Аннотация: Авторы статьи — литературовед и музыковед — анализируют постмодернистский текст оперного либретто и его последующую проекцию в музыкальной партитуре оперы. Цель данной работы — предложить ученикам филологического класса материал для размышлений о взаимодействии видов искусства в современной культурной ситуации. В либретто оперы «Дети Розенталя» объединены классическая европейская опера, кино, радио, драматический театр и даже имплицитно задан образ кукольного театра. Десятников, следуя предложенной литератором фабуле, действующими лицами которой являются «клоны» Моцарта, Чайковского, Мусоргского, Верди и Вагнера, воспроизводит отдельные элементы музыкальных стилей этих авторов. Композитор осознает специфику музыкального театра как некоего «совокупного художественного продукта». В результате оперный спектакль становится воплощением понятия ризомы, введенного Ж. Делёзом для характеристики нелинейных и бесструктурных отношений жизни и искусства современности. Игровой мир в произведении создается при помощи сюжета, языковых и музыкальных средств. Палимпсест рассматривается как концептуальная метафора, определяющая условность и вторичную рефлексию Сорокина на чужой литературный и художественный мир. На этой основе Десятников создает произведение, отмеченное постмодернистской художественно-эстетической карнавальностью. Но музыкальный ряд, насыщенный квазицитатами и стилистическими аллюзиями, создает иную художественную реальность, которая, как палимпсест, отчасти сохраняет духовные ценности прошлого. Обращение к опере «Дети Розенталя» дает возможность на примере творчества популярного отечественного автора познакомить учеников с литературой постмодернизма, представить оперу постоянно обновляющимся жанром и сформировать у учащихся активную эстетическую позицию по отношению к сложным явлениям современного искусства.
Ключевые слова: ЛИБРЕТТО, ПАЛИМПСЕСТ, ПОСТМОДЕРНИЗМ, АССОЦИАТИВНЫЕ ВЫЗОВЫ, ОПЕРЫ, ПОЛИСТИЛИСТИКА, ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ
Abstract: The authors of this article — the philologist and the musicologist — analyze the postmodern text of the opera libretto and its subsequent projection in the musical score of the opera. The purpose of this work is to offer for pupils of the philological class the material for reflection on the interaction of art forms in the contemporary cultural life. In the libretto of the opera “The Children of Rosenthal”, a classical European opera, a cinema, a radio, a drama theater and even an implicit image of a puppet theater are united. Desyatnikov follows the proposed literary storyline of the libretto wherein "clones" of Mozart, Tchaikovsky Musorgsky, Verdi and Wagner are present. The composer reproduces some elements of the musical styles of these authors in quite recognizable way. He is well aware of the specifics of musical theater as a kind of "cumulative artistic product". As a result, the opera performance becomes the embodiment of the concept of rhizome introduced by J. Deleuze to characterize the non-linear and structureless life-art relations of the modern world. The game world is created in the work with the help of the plot, language and musical resources. The palimpsest is considered as a conceptual metaphor that determines the conventionality and secondary reflections of Sorokin, aimed to another's literary and artistic world. On this basis, Desyatnikov creates a work marked by a postmodern artistic and aesthetic carnival. But music, full of quotes and stylistic allusions, creates another artistic reality, which, like the palimpsest, preserves, at least partially, the spiritual values of the past. The analysis of the opera "The Children of Rosenthal" gives an opportunity, on the example of the work of one of the most popular Russian authors, to acquaint pupils with the literature of postmodernism, to present the opera as a constantly renewing genre and to help pupils to form an active aesthetic position in relation to complex phenomena of contemporary art.
Key words: LIBRETTO, PALIMPSEST, POSTMODERNISM, ASSOCIATIVE APPEAL, OPERA, POLY-STYLISTICS, ELECTIVE COURSES, PHILOLOGICAL CLASS

Для цитирования:

Бородин, Б. Б. Постмодернистское оперное либретто как материал для факультативных занятий в филологическом классе ("Дети Розенталя" В. Сорокина и Л. Десятникова) / Б. Б. Бородин, А. В. Кубасов // Филологический класс. – 2017. – №4 (50). – С. 86-94. DOI 10.26710/fk17-04-13 .

For citation

Borodin, B. B. Postmodernism Opera Libretto as a Material for Elective Courses in the Philological Class ("The children of Rosenthal" by Vladimir Sorokin and Leonid Desyatnikov) / B. B. Borodin, A. V. Kubasov // Philological Class. – 2017. – №4 (50). – P. 86-94. DOI 10.26710/fk17-04-13 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.