Article: PDF
DOI: 10.26710/fk17-04-13
Аннотация: Авторы статьи — литературовед и музыковед — анализируют постмодернистский текст оперного либретто и его последующую проекцию в музыкальной партитуре оперы. Цель данной работы — предложить ученикам филологического класса материал для размышлений о взаимодействии видов искусства в современной культурной ситуации. В либретто оперы «Дети Розенталя» объединены классическая европейская опера, кино, радио, драматический театр и даже имплицитно задан образ кукольного театра. Десятников, следуя предложенной литератором фабуле, действующими лицами которой являются «клоны» Моцарта, Чайковского, Мусоргского, Верди и Вагнера, воспроизводит отдельные элементы музыкальных стилей этих авторов. Композитор осознает специфику музыкального театра как некоего «совокупного художественного продукта». В результате оперный спектакль становится воплощением понятия ризомы, введенного Ж. Делёзом для характеристики нелинейных и бесструктурных отношений жизни и искусства современности. Игровой мир в произведении создается при помощи сюжета, языковых и музыкальных средств. Палимпсест рассматривается как концептуальная метафора, определяющая условность и вторичную рефлексию Сорокина на чужой литературный и художественный мир. На этой основе Десятников создает произведение, отмеченное постмодернистской художественно-эстетической карнавальностью. Но музыкальный ряд, насыщенный квазицитатами и стилистическими аллюзиями, создает иную художественную реальность, которая, как палимпсест, отчасти сохраняет духовные ценности прошлого. Обращение к опере «Дети Розенталя» дает возможность на примере творчества популярного отечественного автора познакомить учеников с литературой постмодернизма, представить оперу постоянно обновляющимся жанром и сформировать у учащихся активную эстетическую позицию по отношению к сложным явлениям современного искусства.
Ключевые слова: ЛИБРЕТТО, ПАЛИМПСЕСТ, ПОСТМОДЕРНИЗМ, АССОЦИАТИВНЫЕ ВЫЗОВЫ, ОПЕРЫ, ПОЛИСТИЛИСТИКА, ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ

Для цитирования:

Бородин, Б. Б. Постмодернистское оперное либретто как материал для факультативных занятий в филологическом классе ("Дети Розенталя" В. Сорокина и Л. Десятникова) / Б. Б. Бородин, А. В. Кубасов // Филологический класс. – 2017. – №4 (50). – С. 86-94. DOI 10.26710/fk17-04-13 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.