Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-11
Аннотация: В статье характеризуются особенности формирования языкового сознания ребенка в дошкольном онтогенезе, закладывающем основу творческого использования языка. Развивается идея Ф. И. Буслаева о важной роли языка в познании ребенком окружающего мира, становлении коммуникативной и номинативной компетенции личности в ходе освоения «предметного» (связанного с реалиями внеязыковой действительности) и вербального (связанного с языковой концептуализацией мира) кодов. В заданном ключе анализируются механизмы лингвокреативного мышления, проявляющего рефлексию детей над формой и содержанием языковых знаков на стадии самонаучения языку, и факторы, побуждающие ребенка к речетворчеству: стремление к компрессии смысла в едином слове; следование «закону» языковой симметрии; восполнение номинативных лакун; прояснение и уточнение мотивированности слов и фразем. Выявляется соотношение между когнитивными эталонами детского языкового сознания и стратегиями освоения детьми образного вербального кода. Рассматриваются особенности продуктивной и рецептивной составляющих метаязыковой рефлексии ребенка: особенности детских метафор, омофонические и парономастические сближения как основа семантизации слова, реминисценции из речи взрослых, опора ребенка на симпрактический контекст как проявление его речемыслительного «прагматизма». Особое внимание уделяется способности ребенка к считыванию и моделированию игрового кода (в частности при освоении условной метафорической аналогии в жанре загадки). Проведенный анализ вполне согласуется с утверждением Ф. И. Буслаева о недопустимости формального обучения языку, убивающего в ребенке «первородное» чувство слова. В качестве перспективного направления автором статьи постулируется необходимость внедрения в процесс обучения специальных тренингов вербальной креативности.
Ключевые слова: ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ; ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ; ДЕТСКАЯ РЕЧЬ; КАРТИНА МИРА
Abstract: The article characterizes the formation peculiarities of a child’s language consciousness in preschool ontogeny. This period is the main one for the development of language creativity. The article develops the idea of F. Buslaev about the role of the communicative and nominative competences in mastering the “objective” (extralinguistic reality) and “verbal” (language conceptualization of the world) language codes. In the given key, the researcher analyzes the mechanisms of linguo-creative thinking, which manifests itself in children's reflection on the form and content of linguistic signs at the stage of self-mastering the language. Factors that motivate children for creativity are: the desire to compress the meaning in a single word; to follow the “law” of language symmetry; to fill in the nominative gaps; to clarify the motivation of words and phrases. Particular attention is paid to the ability of children to understand and simulate the game code (during the assimilation of the usual metaphorical analogy in the genre of the brainteaser). The analysis is in complete agreement with the statement of F. Buslaev about the prohibition of formal language training, which destroys the “original” sense of the language in a child. As a promising field, the article postulates the need for introduction of special verbal creativity trainings in the learning process.
Key words: LANGUAGE CONSCIOUSNESS; PSYCHOLINGUISTICS; LINGUO-CREATIVE THINKING; CHILDREN’S SPEECH; WORLDVIEW; PRESCHOOLERS

Для цитирования:

Гридина, Т. А. «Через язык открывается дитяти сознание...»: соотношение вербального и предметного кодов в детской картине мира / Т. А. Гридина // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 64-69. DOI 10.26710/fk18-02-11 .

For citation

Gridina, T. A. “Through the language a child’s consciousness is revealed …”: correlation between verbal and “objective” codes in children’s worldviews / T. A. Gridina // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – P. 64-69. DOI 10.26710/fk18-02-11 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in