Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-06
Аннотация: В статье анализируются прозаические произведения малой формы И. А. Бунина «Роза Иерихона», «Именины», «Пингвины», написанные им в эмиграции в 1920-е годы. Их объединяет тема утраченной Родины и памяти о ней, которая в каждом из произведений воплощается оригинально, благодаря сложному совмещению различных жанровых и повествовательных стратегий. В «Розе Иерихона» притчевый компонент, в глубинной ориентации на который создавалась миниатюра, органично включен в лирический сюжет, что определяет яркую специфику этой миниатюры, многослойность символических планов. Особую напряженность сюжету и стилю придает соединение, казалось бы, несоединимого — аллегорического, тяготеющего к определенному горизонту смыслов, и символического, раскрывающегося в сложной ассоциативной соотнесенности ключевого образа с реальностями разного порядка, которые объемлет сознание-переживание героя. Семантическая концентрация (онтологическое свойство жанров малой прозы) достигается не только ассоциативным, аллегорическим и символическим подключением исторических и библейских сюжетов, но и интертекстуальным диалогом, который ведется внутри самого бунинского творчества. «Именины» выстраиваются с опорой на живописный принцип композиции, который основывается на «рядоположенности картин» с активизацией предметно-вещественной образности. Фактурная щедрость, обилие ярких подробностей, использование именных и глагольных форм настоящего времени создают эффект «упразднения времени», пребывающего здесь и сейчас семейного праздника. В «Пингвинах» сновидческая стилевая доминанта органично увязана с жанром травелога и кинематографическим принципом развертывания сюжета. Логика жанра сохраняется, и повествователь балансирует между передачей внутреннего состояния и описанием увиденного во время путешествия — воссозданием, конечно, специфических, но все же путевых картин. Эта миниатюра — квинтэссенция трагических переживаний Бунина. Одной из ключевых становится здесь тема Пушкина, который «давно умер», — мертвого Пушкина. Она прямо соотносится с финалом, переводя национальную катастрофу в статус глобальной, общечеловеческой, вселенской.
Ключевые слова: МИНИАТЮРЫ; КРАТКИЕ РАССКАЗЫ; ПРИТЧИ; ЛИРИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО; ТРАВЕЛОГ; КИНЕМАТОГРАФИЧНОСТЬ; СТИЛЕВАЯ ДОМИНАНТА
Abstract: This article contains the analysis of Bunin`s short prosaic works like “The Rose of Jericho”, “The Saints' Day”, “Penguins” written in his immigration during the 1920s. They are all grouped under the topic of the lost Motherland and memories of it that are revealed originally in each story with the help of the complicated combinations of genre and narrative strategies. “The Rose of Jericho” contains the fable component, which merges with the lyrical plot defining the outstanding specificity and the wide variety of symbols in this short story. The outstanding tension of the plot is created by merging the exact meanings with symbols, unveiling in the complex associative relevance of the key image with different realities contained in the character`s mind. Semantic concentration is reached by associative, allegoric and symbolic reference to historical and biblical events as well as intertextual dialogue permeating all the Bunin`s works. “The Saints' Day” relies on the scenic concept of composition, based on a non-chronological storytelling. The richness of the textures, abundance of bright details and the use of present tense verbs create the effect of the “absence of time”, a feeling of a family holiday that is now and here. In “Penguins”, a dream-related style is perfectly combined with the travelogue genre and cinematic plot development. The rules of the genre are followed and the narrator balances between expressing feelings and describing the things seen during the journey — creating a very specific traveler`s view. This miniature is the quintessence of Bunin`s tragic experience. One of the key topics in this story is Pushkin who is «gone» — the dead Pushkin. It is directly related to the end of the story turning the national catastrophe into an international and even global one.
Key words: MINIATURES; SHORT STORIES; PARABLES; LYRICAL PLOT; RUSSIAN LITERATURE; RUSSIAN WRITERS; WRITING; TRAVELOGUE; CINEMATOGRAPHY; STYLE DOMINANT

Для цитирования:

Пращерук, Н. В. Миниатюры И. А. Бунина 1920-х гг: символическое возвращение на Родину / Н. В. Пращерук // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 38-42. DOI 10.26710/fk18-02-06.

For citation

Prashcheruk, N. V. Bunin`s miniatures of the 1920s: symbolic return to the Motherland / N. V. Prashcheruk // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – P. 38-42. DOI 10.26710/fk18-02-06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.