Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-02-04
Аннотация: В статье рассматривается место анекдота как малого прозаического жанра в культурном сознании XVIII — начала XIX веков. На примере «Записок» знаменитого поэта XVIII столетия Г. Р. Державина исследуются основные виды и формы функционирования анекдота в автодокументальном тексте. Доказывается, что Державин владел формами как классического исторического анекдота, делая его героями своих современников, так и анекдота, становящегося одной из стратегий изображения собственной личности в «Записках». Речь идет о стратегиях изображения Державина — знаменитого поэта, Державина — частного человека, борющегося со своими страстями и переживающего приключения всякого рода, наконец, Державина — государственного человека, идеального вельможи и истинного сына Отечества. Автор статьи приходит к выводу, что, с одной стороны, анекдоты «оживляют» рациональное эпическое повествование записок, составляя его «изюминку». Рассказывая анекдоты, автор переходит от описательного стиля к стилю художественного повествования. С другой стороны, именно анекдоты позволяли автору записок достигать в них цельности собственного образа в условиях, когда он все время распадался на ряд сменяющих друг друга классицистических номинаций: от капрала–молодого-любовника до статс-секретаря Екатерины II, от карточного шулера до первого поэта России.
Ключевые слова: МЕМУАРНАЯ ЛИТЕРАТУРА; ЛИТЕРАТУРНЫЕ ЖАНРЫ; АНЕКДОТЫ; ОБРАЗ АВТОРА; РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА; РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Abstract: The article describes the role of an anecdote as a small prosaic genre in the cultural consciousness of the 18th and early 19th centuries. The main types and forms of an anecdote in an autodocumental text are studied on the basis of “The Notes” by the famous poet of the 18th century G. Derzhavin. It is proved that Derzhavin was able to use the forms of a classicфд historical anecdote, as pronounced by his contemporaries, and an anecdote, becoming one of the strategies for depicting his own personality in “The Notes”. We are talking about the strategies for portraying different qualities of Derzhavin: Derzhavin — a famous poet, Derzhavin — a man struggling with his passions and experiencing the adventures of all kinds, and finally Derzhavin — a statesman, an ideal grandee and the true son of the Fatherland. The author of the article comes to the conclusion that, on the one hand, the anecdotes “revive” the rational epic narration of the notes, making up its “zest”. While telling jokes, the author proceeds from a descriptive style to a style of artistic narration. On the other hand, it was the jokes that allowed the author of the notes to achieve the integrity of his own image, when it was constantly breaking down into a number of successive classic nominations: from a corporal-young lover to the state secretary of Catherine II, from a card sharper to the first poet of Russia.
Key words: MEMOIRE LITERATURE; LITERARY GENRES; ANECDOTES; WRITER’S IMAGE; RUSSIAN LITERATURE; RUSSIAN WRITERS; WRITING

Для цитирования:

Приказчикова, Е. Е. Жанр анекдота в "Записках" Г. Державина / Е. Е. Приказчикова // Филологический класс. – 2018. – №2 (52). – С. 25-29. DOI 10.26710/fk18-02-04 .

For citation

Prikazchikova, E. E. The genre of anecdote in G. Derzhavin's notes / E. E. Prikazchikova // Philological Class. – 2018. – №2 (52). – P. 25-29. DOI 10.26710/fk18-02-04 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

Авторизация / вход

Регистрация на сайте позволяет ЛЕГКО отправлять статью и вести переписку с редакцией!
Преимущества регистрации

Log in