Филологический класс | Philological Class | ISSN 2071-2405 (Print)
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26710/fk18-03-14
Аннотация: Статья посвящена актуальной методической проблеме — формированию у школьников умения сознательно применять лексические и грамматические языковые средства для создания высказываний, точно отражающих действительность. Предлагаются упражнения, реализующие идеографический подход к изучению русского языка, в основе которого лежит отражательная функция языковой системы по отношению к объективной действительности. Подобный подход позволяет перейти от классификации языковых единиц, которая пока преобладает в школьной практике, к изучению правил их использования в различных видах речевой деятельности. Лингвистической базой предлагаемой методики послужили изыскания профессора В. А. Звегинцева, считавшего основными признаками предложения законченность смысла и привязанность к ситуации, и исследования в области семантического синтаксиса, согласно которым предложение рассматривается как единица речи, отражающая фрагмент окружающей действительности. Разработанные упражнения представляют собой систему заданий по развитию продуктивной и рецептивной речевой деятельности, которые формируют, во-первых, умение анализировать языковые средства разных уровней, входящие в состав предложения-высказывания, и извлекать необходимую информацию о фрагменте действительности, то есть понимать смысл предложения, во-вторых, умение анализировать ситуацию и точно подбирать и использовать различные лингвистические средства для описания этой ситуации, фрагмента действительности при создании собственного текста. Упражнения могут быть использованы в школе и вузе при изучении лексики и разных разделов грамматики, поскольку одно и то же слово, отражающее на языковом уровне значимый компонент ситуации, может быть включено в разные формальные классификации. Опыт использования представленных упражнений в практике обучения русскому языку свидетельствует об их эффективности: в ходе выполнения заданий осознаются тесные связи между грамматикой и лексикой, развивается мышление учащихся, значительно обогащается их словарный запас и грамматический строй речи, вырабатывается внимание к тонким оттенкам мысли и чувства, то есть формируется грамотность в широком смысле слова.
Ключевые слова: РУССКИЙ ЯЗЫК; МЕТОДИКА РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ; УПРАЖНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ; ИДЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД; ИДЕОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА; РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Abstract: The article is devoted to the actual methodological problem — the formation of student’s ability to consciously use lexical and grammatical language tools to create statements that accurately reflect reality. The exercises that implement the ideographic approach to the study of the Russian language, which is based on the reflective function of the language system in relation to the objective reality, are proposed. This approach allows us to move from the classification of language units, which still prevails in school practice, to the study of the rules of their use in various types of speech activity. The linguistic basis of the proposed method was the research of Professor V. A. Zvegintsev, who considered the main features of the sentence completeness of meaning and attachment to the situation, and research in the field of semantic syntax, according to which the sentence is considered as a unit of speech, reflecting a fragment of reality. The developed exercises are a system of tasks for the development of productive and receptive speech activity, which form, firstly, the ability to analyze the language means of different levels that are part of the sentence-statements, and extract the necessary information about a fragment of reality, that is, to understand the meaning of the sentence, and secondly, the ability to analyze the situation and accurately select and use various linguistic means to describe this situation, a fragment of reality when creating your own text. Exercises can be used in schools and universities in the study of vocabulary and different sections of grammar, because the same word, reflecting on the language level, a significant component of the situation, can be included in different formal classifications. The experience of using the presented exercises in the practice of teaching the Russian language testifies to their effectiveness: in the course of the tasks, the close links between grammar and vocabulary are realized, the thinking of students develops, their vocabulary and grammatical structure of speech is significantly enriched, attention to the subtle shades of thought and feeling is developed, that is, literacy in the broad sense of the word is formed.
Key words: RUSSIAN; METHODS OF TEACHING RUSSIAN AT SCHOOL; EXERCISES IN RUSSIAN; IDEOGRAPHIC APPROACH; IDEOGRAPHIC LITERACY; SPEAKING

Для цитирования:

Адаева, О. Б. Упражнения, реализующие идеографический подход к изучению родного языка / О. Б. Адаева // Филологический класс. – 2018. – №3 (53). – С. 92-99. DOI 10.26710/fk18-03-14 .

For citation

Adaeva, O. B. Exercises that implement an ideographic approach to the study of the native language / O. B. Adaeva // Philological Class. – 2018. – №3 (53). – P. 92-99. DOI 10.26710/fk18-03-14 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.